В дианалитической конфликтологии на сегодняшний день
выделяется Три Конфликта (концепция "Трёх конфликтов") :
Внешний конфликт
Внутренний конфликт
Псевдоконфликт
«Внешний» конфликт - это какой-либо
социально-психологический конфликт с двумя и более субъектами (диада, триада,
коалиции, группы людей), где «третьей» стороной является предмет спора («яблоко
раздора»). Один из "субъектов", как правило, выполняет роль
"причины конфликта" (препятствие к достижению удовлетворения
потребности другим субъектом).
«Внутренний» конфликт есть конфликт с одним участником,
одним субъектом. В дианализе данный вид конфликта понимается как конфликт в
области сознания, ума, воли и других форма психической репрезентации внешней
действительности (Реальность) и внутреннего мира (Символ). Внешний и внутренний
конфликт существуют одновременно в самых разных пропорциях и отношениях:
внутренний конфликт может быть отражением внешнего, он может быть
интерпретацией внешнего конфликта или фактором усиления/ослабления внешнего
конфликта и т.п.; внешний конфликт может быть источником внутреннего конфликта,
катализатором или ингибитором внутреннего конфликта и т.д.
Разделение этих
двух видов конфликта крайне важно, так как способы помощи при внешнем и
внутреннем конфликте в логико-семантическом отношении полярно противоположны.
Так, коротко говоря, внешний конфликт решается с помощью формальной логики (+
психология социальная, дифференциальная и прочее). Внутренний конфликт
разрешается методами диалектики (+ психология личности, единая теория
психических процессов и прочее).
"Псевдоконфликт" есть внедрённая в сознание
человека идея конфликта человека с самим собой. Некоторые философские,
религиозные и политические системы, способствовали появлению внутреннего
раскола в человеческой личности, проводя, например, концепцию
"множественности Я" в образование и воспитание человека (данный
тезис, конечно, нуждается в дополнительном исследовании и доказательствах, что
будет сделано позже).
В дианализе Личность понимается как надсистемное свойство
(«эмерджетное» свойство любой системы), как Единичность и Единственность смысла
человеческого существования. Класс «псевдоконфликта» - это различные
искажения внутреннего единства и интегрированности личности человека.
Только
система может находиться в «конфликтном» или «бесконфликтном» состояниях.
Личность, как она понимается в персонализме, не есть «система». Это
«сверхсистемное» качество человека, которое можно приблизительно описать как
«Первообраз» (некий Абсолют), как абсолютную собранность и обобщенность всех
образов для уподобления и подражания. В этом абсолютном образе нет никакого
конфликта, но царит «тайная гармония» (по Гераклиту). Псевдоконфликт решается
способом, близким к тому, что описал в «арететерапии» А.И. Яроцкий – исцеление
вдохновляющей Идей-Образом.