04.03.2015

Футбольный фанатизм – закон цивилизации?

Футбольный фанатизм – закон цивилизации?

Чемпионату мира по футболу посвящается

 Футбол не просто самый популярный вид спорта на планете, это феномен человеческой культуры и психики.
О необычайной популярности футбола и футбольном фанатизме мы поговорили с Новосибирским психотерапевтом, психотерапевтом европейской регистрации, доктором медицинских наук, профессором психиатрии Владимиром Завьяловым.

Из глубины веков

-- Владимир Юрьевич, занятия спортом справедливо считаются громоотводом агрессии, ведь интенсивные физические нагрузки забирают у спортсмена энергию.
В футболе, энергию тратят не только спортсмены, но и их горячие болельщики. Почему именно футбол разжигает такие вселенские страсти, а не автомобильные гонки или бокс?
--По сути дела, все виды спорта – деятельность, замещающая военные, или другие агрессивные действия. Человек на протяжении сотен тысяч лет занимался охотой, войной, захватом и охраной своих границ и т.д. «Приличными людьми» мы стали всего 150-200 лет назад. Но куда деть старые «привычки»?
Футбол подходит для заместительной деятельности целых масс населения лучше всех. Он очень хорошо моделирует традиционный опыт выживания, дает выход агрессивным намерениям. Не случайно он стал самой популярной игрой на планете, и даже символом мужской солидарности!
Футбольная команда – современная модель боевой дружины. Дружины объединяли и организовывали значительную часть мужского населения на протяжении веков. И сейчас мужчины- болельщики ассоциируют себя с членами футбольной «дружины». В каждой стране, городе есть «наши» команды, а болеть за них мужское население собирается, как на самое важное мероприятие. Там есть все – дух честной борьбы, победа, слава, «боевые» травмы и т.д.
Некоторые культурологи так же считают, что футбол символизирует сексуальную активность, и даже проводят полную аналогию подробностей игры с половым актом.
Любовь, страсть – эти понятия фигурируют и в человеческих отношениях и в футболе (не зря существует выражение «любители футбола»). В самой футбольной риторике, болельщики часто используют выражения «из отношений» с женщиной – любовь, верность. Например – всю жизнь верны «Спартаку». В число символов отношений мужчины к женщине входит так же понятие траты – тратить деньги, время, силы, внимание. Все это можно потратить и на футбол.
По статистике, во время крупных футбольных турниров, мужчины- болельщики заметно игнорируют супружеские обязанности – первым делом «самолеты», а девушки потом! А вот влюбленного человека на футбол не заманишь!

Вся наша жизнь … футбол

-- Футбол представляет собой еще и универсальную модель современной деловой жизни, что наиболее характерно для западного мира, где господствует культ победителя и успешности, а весь мир поделен на оппозиции, борющиеся за свои интересы.
Футбольные правила, судейство, «разбор полетов», кумиры, сплетни, огромные деньги – все эти символы сегодняшней жизни цивилизованных стран присутствуют в футболе.
Каждый болельщик может поучаствовать, порассуждать на эти темы, ощутить свою причастность к этой индустрии.
Футбол -- ролевая игра, и содержит такие понятия из «жизненной игры», как тактика, стратегия, команда. Бизнесмены и политики, например, мечтают иметь надежную команду. Наблюдая за матчем, бизнесмены видят защитников, нападающих, форвардов, а так же различные «схемы» с их участием.
«Моральная надстройка» футбола очень напоминает активную насыщенную событиями жизнь. Но есть одно отличие – футбольная жизнь непредсказуема, ей присущ элемент внезапности, то, чего не хватает мужчинам в обычной, предсказуемой жизни, особенно в благополучном Западном мире. Уставшим от рациональности людям хочется побыть «дикими».
Таким образом, футбол – это заместительная агрессивная деятельность, мощная модель коллективного выживания, защиты и захвата территории, заместитель секса, активной социальной жизни, возможность почувствовать себя компетентным, частью большинства, силы, братского духа.

Отделить бутсы от плевел

-- Получается, что повальное увлечение футболом – нормальное следствие абстрактного мышления. Но откуда берутся экстремальные проявления футбольного фанатизма – драки, погромы?
-- Необходимо понимать, что футбольные болельщики – среда далеко не однородная. Любители футбола и фанаты – это разные категории людей.
Любители футбола демонстрируют прежде всего именно любовь, сердечную привязанность к футболу, им не нужна толпа, их интересует сама игра.
В разряде же аддиктивных фанатов чаще всего можно встретить агрессивных молодых людей. Они договариваются о драках еще до матча. Зачастую они уже организованы в какие то группы, вне футбола, например – скинхеды и националисты, то есть представители субкультур. Субкультуры населяют люди, не нашедшие места в обществе, но нуждающиеся в самовыражении. Комплекс неполноценности заставляет их сбиваться в банду, там они – сила, как им кажется. Футбол для них – только повод.
И не только для этих юнцов, но и для лукавых политиков. Если в какой то момент кому то понадобятся морально подготовленные молодые ребята, желающие воевать, то где их найти?
В «футбольных» бандах постоянно происходит некоторое «кипение» мозгов и тренировка навыков коллективной борьбы. В любой момент можно взять этих, уже организованных молодых людей из виртуальной футбольной войны, раздать оружие и кинуть в войну реальную.

Любовь и деньги

--В США, как известно, свой футбол. Как получилось, что Американцы «ушли» своим путем, у них мозг устроен иначе?
-- Бейсбол и американский футбол – просто другая форма со сходным содержанием. Правда, фанатизм там несколько другой, нежели в Европе – полностью контролируемый и деньги - приносящий.
Коммерческая хватка американцев – притча во языцех. Зрители предельно организованны, не хватает времени даже на погромы. Постоянным болельщикам выдают специальные календари игр, своеобразные «гросс-бухи» на год. Заполнение этих книжец буквально поглощает любителей спорта – нужно отметить лучшую игру, счет, количество подач и т.д.
Не успеют страсти накалиться – к вашим услугам охлажденная кока- кола, пиво, еда. Агрессия американских болельщиков материализуется в поедание и покупки.
На американских стадионах можно купить что угодно, начиная со знаменитых бейсбольных карточек (с обязательным поощрением к коллекционированию оных) и заканчивая полным обмундированием бейсболиста. Особенно это привлекает детей. Они тут же заставляют родителей покупать им бейсбольные кепки, перчатки и изображают игроков любимой команды.
Я бывал на американских бейсбольных матчах. Что любопытно – в бейсболе, само действие, то есть бросок мяча и пробежка игрока к другой базе, длится не более 10 секунд. Все остальное время – на стадионе – реплики диктора, шоу программа, по телевидению – повторы броска, комментарии. Но это не мешает бейсбольным болельщикам бурно переживать за игру.
За трехчасовую игру, «живого» действия набирается от силы на 15 минут, но какая грандиозная индустрия развернута вокруг!

Занимайтесь футболом, а не войной!

  В начале ХХ века, основатель науки о поведении животных –этологии, Конрад Лоренц, коснулся в своей книге «Агрессия» и человеческих взаимоотношений.
Ученый, возможно несколько наивно мечтал, что транс- национализация культуры и спорта спасет человечество от губительной внутривидовой агрессии :
«Особой ритуализованной формой борьбы, развившейся в культурной жизни людей, является спорт.
Как и филогенетически возникшие турнирные бои, он предотвращает социально вредные проявления агрессии и одновременно поддерживает в состоянии готовности ее функцию сохранения вида». (К. Лоренц)
«Такое соперничество между нациями благотворно не только потому, что дает возможность разрядки национальному воодушевлению; оно имеет еще два следствия, уменьшающие опасность войны.
Во-первых, оно создает личное знакомство между людьми разных наций и партий; а во-вторых -- объединяет людей тем, что они (в остальном имеющие очень мало общего) воодушевляются одним и тем же идеалом». (К. Лоренц)
-- И вот, похоже, сбылась мечта Конрада Лоренца – футболом болеют во всех странах, где есть пиво и телевизоры. Люди действительно стали ближе друг другу?
-- Со времен Лоренца мир сильно изменился, и силы, объединяющие нации называются сегодня глобализмом, термином с негативным оттенком.
Футбол – явный фактор глобализации. Правила этой игры везде одинаковы, лучшие футбольные команды известны во всем мире, атрибуты «боления» тоже одинаковы во всех странах.
«Заказчики» глобализации – политика и бизнес, они же заказчики большого футбола.
Хотя, конечно, верно – лучше футбол, чем война! Миллионы мужчин во всех странах, активно проводящие свой досуг на стадионах вряд ли легко пойдут воевать. К слову об объединяющих нации факторах – английские болельщики «Челси» ходят на матчи в русских шапках и поют «Калинку».
-- Может быть, стоит внедрить футбол в страдающие от терроризма и конфликтов страны третьего мира?
-- В слаборазвитых странах с нестабильной или зачаточной экономикой большой футбол не может укорениться. Его развитие возможно только на благополучной почве, где уже развито потребление и нет проблем с насущными нуждами.

Оле, Оле, Россия, ты куда?

-- Российские футбольные болельщики отличаются от Западных?
-- Говорят, что наши фанаты учатся у английских. Это тоже примета глобализации. В традиционно русском «болельществе», которое успело сложиться у нас за советский период, такого жестокого противостояния между болельщиками разных команд нет. Наоборот, нам более свойственно ликование по поводу победы и братание между болельщиками, частенько с совместным распитием напитков. Так же происходило и в старину, после кровавого междоусобного боя – тризна с побежденными.
-- Почему в последнее время россиян стал так волновать вопрос нашего отставания в футболе?
--Россию втягивают в международную футбольную лихорадку, заставляют быть «на уровне». Что легче сделать – поднять экономику до мирового уровня или воспитать (купить) команду, которая возвысится до мирового уровня? Понятно, что второе значительно легче. Выигрыш в футболе «сплотит нацию», которая на время забудет и о разъедающей общество коррупции, и о падении нравов, и о «дебилизации» населения, о росте безграмотности и прочее. Футбол может стать «опиумом для народа».
Сегодня мы во что бы то ни стало хотим иметь своих Бэкхэмов и Рональдинье, ради национального престижа, как нас убеждают.
Но разве национальный престиж состоит только в том, чтобы соответствовать западным футбольным стандартам? Многие, и я из их числа, считают, что Россия должна иметь «свою игру», в широком смысле этого слова. Я не считаю, что футбол должен быть единственной формой массового проявления патриотизма.
Подготовила Наталья Лахина для "Медицинского вестника" (Москва)