".. «Смотря на эйдос» (выражаясь платоновским языком),
мы перечисляем его свойства и признаки и составляем из них особую совокупность,
представляющую собою абстрактную параллель живому эйдосу.
Поэтому логос, взятый как такой, не обосновывает
себя; он — лишь метод объединения смыслов согласно узреваемому эйдосу.
А эйдос обосновывает сам себя, он — смысловая и цельная
картина живого предмета...
Эйдос видится мыслью, осязается умом, созерцается
интеллектуально;
логос — не видится мыслью, но полагается ею;
не осязается умом, но сам есть щупальцы, которыми ум
пробегает по предмету;
не созерцается интеллектуально, а есть лишь задание,
заданность, метод, закон, чистая возможность интеллектуального созерцания
...."
1927г. Посвящается Валентине Михайловне Лосевой Лосев А.Ф. Философия имени / Самое само: Сочинения. — М.:
ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с. — С. 29-204.
Лосев А. Философия имени
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
I. До-предметная структура имени
1. Фонема
2. Семема, фонематическая, символическая и ноэматическая
3. Переход от ноэмы к идее; имя — орудие общения
4. Идея — арена формирования смысла в слове
5. Взаимоопределение сущего и меона в идее
6. Идея и предмет; понятие энергемы
7. Анализ образа взаимоопределения сущего и меона и
физическая энергема слова
8. Органическая энергема слова и феноменология раздражения
9. Сенсуальная энергема и феноменология ощущения .
10. Ноэтическая энергема и феноменология мышления
11. Резюме предыдущего; понятие смысловой энергии и
предметной сущности
II. Предметная структура имени
12. Предмет имени — опора всех судеб имени; первая
диалектическая установка — диалектика внешней явленности эйдоса и ее
необходимые категории
13. Диалектика интеллигенции в имени
14. Символизм и апофатизм
15. Пять форм эйдетической предметности имени — схема,
топос, эйдос в узком смысле, символ и миф
16. Резюме предыдущего и переход от эйдетической сферы имени
к логосу
17. Сравнительная характеристика эйдоса и логоса
18. Типы логоса в связи с диалектикой эйдоса
19. Эйдетически-сущностный логос и о типах меона вообще
III. Предметная и до-предметная структура имени
20. Дедукция всех моментов имени из его предметной сущности
21. Сводка всего предыдущего анализа
22. Диалектика человеческого слова
IV. Имя и знание
23. Науки о чистом смысле и о факте. Место феноменологии
24. Логос эйдоса; сущность мифологии
25. О сущности диалектики
26. О сущности аритмологии и топологии
27. Сущность предмета эстетики, грамматики и проч. наук о
выражении
28. Логос логоса; мифологическая и ноэтическая логика
29. О сущности математики
30. Логос меона; аноэтическая логика
31. Логос софийности (телесности) и наука о творчестве
32. Онтологии не существует помимо вышеуказанных наук
33. Остальные возможные формы конструирования эйдоса