03.04.2016

Дианалитическая дискуссия

Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
 
Завьялов В.Ю.
1. Дианалитическая дискуссия

Вторая базовая форма дианализа — содержательная, терапевтическая, целебная дискуссия с клиентом, целью которой является получение таких знаний, новых для клиента, каких тому не хватает для принятия разумных, выгодных для него решений. Дискуссия исцеляет человека, уменьшая неопределенность. Неопределенность — самый глубокий и мощный источник тревоги человека. Ничто так не успокаивает, как полная определенность, предсказуемость, повторяемость опыта, узнаваемость мира. 

Человек приобрел большую степень свободы от окружающей действительности благодаря сознанию, благодаря умению «отключаться» от действительности и погружаться в знания об этой самой действительности. Животное, рабски привязанное к «здесь-сейчас» реальной действительности, мечется в поисках брода. А человек сознательный (Homo sapiens) сядет и будет думать о том, как соединить «два берега у одной реки» — мостом, паромом, подвесной дорогой, тоннелем… или никак не соединять. 

Для того чтобы решиться действовать каким-то образом, человек разумный вначале отвлечется от реальности (процесс абстрагирования), войдет в область знаний (оперирование понятиями, знаковыми системами). Затем он проведет реорганизацию этих знаний — «уложит» по порядку эти знания, выберет наиболее «релевантные», относительно ценные и подходящие. Этот установленный порядок в знаниях подведет его к границам познания, а именно – границам «незнания»! Убегая от незнания, человек бросится в «конкретику», примет решение и начнет действовать, тем самым «поборов сознание». Действия устраняют размышления и сомнения. Однако первые же результаты действий заставляют человека снова размышлять. 

Человек живет в «осмысленной реальной действительности», другой у него нет (третий постулат дианализа «Философский реализм»). В самом широком значении термин «дискуссия» обозначает диалоговую форму размышлений, спор об истине. Люди постоянно спорят об истине друг с другом или сами с собой. Без диалога продуктивно мыслить невозможно. То, что иногда называют «мыслить», больше похоже на воспоминание о чем-то уже бывшем, на припоминание какой-то инструкции, схемы, ответа на вопрос. 

О том, что мышление похоже на припоминание говорил Платон: душа помнит обо всем, что было и будет. Невроз, как известно, есть устойчивое, ригидное повторение когда-то полезного (для одной ситуации) действия, принуждение припоминать, воспроизводить что-то по памяти. Включение продуктивных размышлений о собственном невротическом поведении помогает преодолеть невроз. Впервые это ясно продемонстрировал Поль Дюбуа, применивший дискуссию с ее диалоговой формой логических доказательств при лечении неврозов. Рациональная психотерапия Дюбуа (иногда ее называют «интеллектуальной терапией») опирается на «убедительную диалектику» и «силлогические доказательства». Она, по мысли создателя, рассеивает ошибки в суждениях пациента о характере и природе его заболевания. 

Снятие неопределенности, коррекция противоречивости и непоследовательности суждений — таковы основные моменты рациональной психотерапии.
Дискуссия в дианализе — это не способ убеждения и переубеждения, хотя это и невозможно полностью исключить. Дискуссия есть способ узнать необходимое и усомниться в ненужности какого-то знания. Это вторая форма дианализа. Внешне она напоминает беседу с клиентом, в процессе которой расширяются как область знания, так и область незнания: спасительное знание («терапевтическая идея») и спасительное незнание («игнорирование») есть своеобразное «философское лекарство» от неопределенности – «философский камень», Lapis Philosophorum или Lapis elexir. 

Проблема клиента в этой форме может выглядеть («формулироваться») как преувеличение роли знания, когда человек «слишком много знает». Клиент много знает ненужного, что и блокирует его волю и свободу выбора. Освобождение от такого ненужного знания есть одна из конкретных целей дискуссии. Дианалитическая дискуссия не отменяет и не «вытесняет» из сознательной активности «известное», а сталкивает это «известное» с его противоположностью – «неизвестным» с помощью парадокса. 

Парадокс исцеляет! Он и только он усмиряет гордыню ума. Парадокс усмиряет ум, который стремится превратить действительный мир в систему понятий, конструкцию из идей и знаний. 

Дианализ в этой форме — это преодоление рационализма средствами ratio, рассудка – «рациональное преодоление рационализма»! Переживание парадокса в мыслях заставляет человека оторваться от напряженного раздумывания («зацикливания на одном»), воспринимать себя более целостно, значит – целительно. У человека, следовательно, двойная свобода: свобода от действительности («уход в себя», мышление о реальности) и свобода от сознания, от мыслей и представлений («уход в действие», погружение в реальность)!