
На семинаре была представлена СЕДЬМАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ ДИАНАЛИЗА.
Дианализ
относится к живым и постоянно развивающимся методам психотерапии и
психологического консультирования. Поэтому новые версии, то есть, новые
взгляды на устоявшиеся ключевые понятия, принципы, практические
стратегии дианализа, являются естественными и закономерными фактами
жизни и развития метода.
С
каждой новой версией дианализ становится "ближе к людям", понятнее, все
больше приобретая черты хорошей простоты и доступности для желающих
освоить этот метод. Вместе с тем, каждая новая версия - это не упрощение
с потерей, а, наоборот, - "прирост смысла". Это свежие и созвучные
времени акценты, расставленные автором в пояснении и обосновании
корпуса дианализа.
3
октября специалисты в области психологической помощи – давние и
недавние почитатели дианалитического подхода – собрались ради
возможности «нового прочтения» старых, проверенных и принятых сродных
идей.
В
этом «прочтении» были собраны в едином смысловом поле идеи двух великих
мыслителей – «первого и последнего русских философов» Г. С. Сковороды и
А. Ф. Лосева – идеи, которые составили идейный и смысловой каркас
дианализа как проблемно-ориентированного онтологического персонализма, который в практическом воплощении позволяет:
• помочь клиенту понять проблему;
• оторвать его от «носительства» проблемы;
• поддержать клиента как личность.
Основные идеи Г. С. Сковороды, использованные в дианализе, - это:
- идея трех миров, нашедшая отражение в дианализе в метамодели «реальность-личность-символ»;
- идея душевного мира, реализованная в «формуле дианализа»: примирение неизбежных противоречий в жизни личности;
- идея внутреннего человека, отразившаяся в дианализе в представлении о персональном мифе и понимании личности как смыслового всеединства человека;
- идея сердечности («благое
сердце»), использованная в дианализе как диалектика центра и периферии,
взгляд на личность как синтез субъекта и объекта;
- идея простоты,
нашедшая применение в протоколе дианализа с его основными составляющими
– ситуация, интерпретация, движущая идея, план достижения, новая
проблема;
- идея доброволия (свободы воли), отразившаяся в принципе дилеммы выбора в дианализе;
- идея сродности,
которая помогла сформулировать еще один принцип дианалитической помощи –
диететику (потреблять нужно для развития, а не ради рынка и
удовольствия);
- идея горней республики,
связанная с дианалитическим принципом дивергенции («строить
межличностные отношения, как строят дома и дороги») и пониманием смысла
помощи как социальной инженерии через укрепление смысловых связей между
людьми.
Идеи А. Ф. Лосева, нашедшие применение в дианализе, - это:
- диалектика мифа,
понимаемого философом как «чудесная история личности, данная в словах»;
принятое лосевское понимание саморазвертывания персонального мифа,
выражающегося как личностный смысл, послужило основой формулирования
одной из аксиом дианализа – аксиомы личности (личность – носитель
проблем, но не источник);
- «логические скрепы бытия» - именование и онтологизация; эта идея помогла сформулировать аксиому реальности в дианализе;
- символология,
реализованная в дианализе в формулировании аксиомы символа – понимании
симптома как символа, парадокса и неполного синтеза противоположностей;
- идея самотождественного различия,
применимая к пониманию развития личности (личность всегда тождественна
сама себе и отличается от себя, развивается и остается неизменной),
нашла воплощение в дианалитическом принципе динамики;
- идея апофатической бездны смысла,
которая легла в основание метода свободных интерпретаций,
использующегося в дианализе: в терапии нет безальтернативных и абсолютно
правильных интерпретаций;
- идея саморефлексии разума,
реализуемая в профессиональном навыке осуществления «метакогнитивной
координации» с опорой на сверхмышление и творческое воображение;
- абсолютная диалектика,
позволяющая снять ограничения естественного языка; использование ее
принципов можно рассматривать как терапевтическую эвристику, дающую
возможность полноценной обработки запроса и решения парадокса;
- метафизика тетрактиды,
суть которой кратко выражена в философской формуле «подвижной покой
самотождественного различия, взятый как сущность», в дианализе
используется как базовый метакогнитивный навык – пентадное мышление.
Эти
идеи, представляющиеся слишком сложными для неподготовленного слушателя
без предварительных подробных пояснений, становятся понятнее и вызывают
живой интерес при демонстрации дианалитического
консультирования/психотерапии. В имитационном тренинге В.Ю.Завьялов
показал специфику дианалитической практики, попутно объясняя, как
применяются идеи, составляющие каркас метода, в дианалитическом
разрешении конкретных трудных вопросов жизни.

Первый трудный вопрос,
сформулированный клиентом как «трудность в том, чтобы не пить», был
рассмотрен дважды на разных «носителях» проблемы. Ниже приведены
фрагменты практического дианализа «от автора».
Первый носитель - Нина:
Дианалитик (Д): Вы говорите, что хотите – пьете и не хотите пьете, так?
Клиентка
(К): Почему-то так складываются обстоятельства, сразу я не хочу, знаю,
что это не нужно, а потом позволяю себе подумать, приблизиться, и уже
хочу.
Д: Вы как будто заражаетесь? Это психическая инфекция?
К: Ну да.
Д: Как надо вести себя, чтобы не заразиться?
К: Не знаю, не дышать…
Д: Представьте, Вы сидите за столом, и нужно не заразиться.
К: Маску одеть?
Д: Невидимая, воображаемая маска.
К: Тут нужен респиратор.
Д: Почему крестят или кропят святой водой?
К: Чтобы злой дух не вошел.
Д: Что нужно делать, какая воображаемая маска позволит не включать желание? Что может отвлечь от Ваших размышлений?
К: Это могут быть только тоже какие-то размышления. Но какие?
Д: Ну вот пример – Штирлиц, у него защитная маска патриотизма, любви к родине и к жене, ему легко не пить.
К: Штирлиц мне не очень подходит.
Д:
Вы ныряете под воду – чем дышите – водой? Или нужна какая-то автономная
система? Можете Вы допустить, что есть люди, которые никогда не пьют?
Видели таких людей?
К: Да.
Д: Значит, у них есть такая автономная система?
К: Я не знаю, как они это делают.
Д: Акваланг, защита крестным знамением, что Вам подходит?
К: Акваланг.
Д:
Какая там будет смесь? Какое одухотворение спасет Вас от заражения
алкогольными флюидами? Иисус во Владимирском соборе, кстати, изображен
Васнецовым как будто в скафандре. Это похоже?
К: Да.
Д: Попробуйте применить. Вы встречаетесь с бомбежкой планов других людей.
К: А у меня стекло. Все, что я вижу, как ненастоящее.
Д: Выдержите?
К: Я уйду, нечего мне там слушать.
Второй носитель – Артем:
Д: Я правильно понял Вашу жалобу, что Вы хотите – пьете, и не хотите – пьете.
К: Я всегда хочу пить.
Д: Для Вас желание закон или не закон?
К: Не закон.
Д: А что такое закон?
К: Закону надо подчиняться.
Д: Если не выпьете, нарушите закон?
К: ?
Д: Чувство – это закон? Является ли желание законом?
К: Трудно сказать.
Д: Какие были законы в детстве?
К: Хорошо учиться. Не огорчать родителей. Дружить со сверстниками.
Д: А были эпизоды, когда с радостью подчинялись законам?
К: Я тогда это не различал.
Д: Были ли приятные моменты подчинения старшим?
К: Были. Например, мне предлагают: "Давай вместе приготовим еду". Я говорю: "Я не умею", а мне предлагают вместе поучиться.
Д: А сейчас каким законам подчиняетесь легко?
К: Легко выпить.
Д: Представьте, что Вам приказывает липовый генерал. Что будете делать?
К: Не буду подчиняться.
Д: Как это будет выглядеть в реальной ситуации?
К: Когда возникнет желание выпить, я буду помнить о том, что это липовый генерал. И подчиняться не буду.
Следующий трудный вопрос жизни был назван «Изнуряющая любовь».
К: Меня преследует любовь к любимому мужчине. Я не могу без него, постоянно думаю о нем, ищу встречи с ним.
Д: Вас преследует любовь, а Вы преследуете его? А он что преследует?
К: Это мой бывший психотерапевт. Он ставит психотерапевтические цели.
Д: Почему Вы называете это любовью?
К:
Это влечение к человеку, разнообразное. Мне все интересно, связанное с
ним. Я читаю его блог, слушаю ту же музыку, которую слушает он, читаю те
же книги.
Д: Любовь – это пригреть внутри себя образ человека?
К: Да, я узнаю все время что-то новое о нем.
Д: Вы вынашиваете плод – беременны любовью? Вы можете вынашивать этот плод, не занимаясь преследованием?
К: Понимаете, я же не просто так его преследую. Он мне подает некоторые сигналы, что он обо мне тоже думает.
Д: Вы вынашиваете мысли, что Вы ему нужны?
К: Ну, наверное.
Д:
Чтобы быть с ним, нужно, чтобы он перестал быть терапевтом. Он хочет
быть терапевтом, а для терапевтов – закон – не связываться с клиентами.
Тогда Вам нужно его опорочить.
К: Нет, этот светлый образ я не хочу порочить. Для меня все понятно.
Завершающий трудный вопрос – «Беспомощная
женщина». Юля уже долго пребывает в статусе любовницы, но мужчина не
предпринимает никаких шагов к изменению статуса их отношений. Более
того, у нее появились подозрения, что он возобновляет отношения с женой,
с которой не жил последнее время.
Д: Зачем Вы стремитесь замуж за него? У него есть жена. Может, Вам хорошо быть любовницей?
К: Любовницей быть не хочу. Это нестабильная ситуация. А я хочу семью.
Д: Что это – семья?
К: Хозяйство, дети, стабильность.
Д: Почему именно он? Какие у него полезные для брака качества?
К: Он умный, надежный, деньги тоже есть.
Д: У Вас ощущение беспомощности, и Вы избираете путь борьбы. Давайте – скажите, как Вы можете конкурировать со старшей женой?
К: Я моложе, красивее.
Д: Как Вы используете этот ресурс?
К: Использовала, глазки строила – сработало.
Д: Но он может уйти. Что еще?
К: Ультиматум…
Д: Ультиматум, случайная беременность, принуждение к браку.
К: Но я боюсь, это – риск. Он может разочароваться во мне.
Д: Почему?
К: Потому что я сманипулировала.
Д: Но любовь – это риск. Вы готовы идти на риск?
К: Не готова.
Д: Но если Вы не готовы жертвовать, то ничего не получится.
К: А что делать?
Д: Какие слабые места у этого мужчины? Какая система ценностей? Какие страхи?
К: Что я его брошу или отвергну, он этого боится.
Д: Хорошо. Что еще его холодит?
К: Быть разоренным, потерять источники дохода.
Д: Что ему помогает быть удачливым в бизнесе? Вы помогаете ему, вдохновляете… Может ли Ваша любовь превращаться в его деньги?
К: Наверное, надо подумать.
Д: Если Вы соберете все рычаги влияния, можете что-то изменить?
К: Да, могу повлиять на ситуацию. Я поняла.
Завершение семинара ознаменовалось вручением сертификата инструктора дианализа.
Новый инструктор – Нина Троненко.
Поздравляем!
Дианалитические успехи у Нины уже есть. Желаем оставаться в непрерывном
процессе роста и развития - личностного и профессионального.