23.10.2014

Дианализ


Дианализ - российская системы психологической (больше - логической и вполне реалистической) системы помощи людям. Эта помощь распространяется на сферы: укрепления персональной позиции, личностной организации, ясности и дифференциации сознания, самоуправления, самопознания, включая распознавание заблуждений, внедрённых в сознание иллюзий (часть из них полезные иллюзии, часть - вредоносные), разрешение конфликтов - внутренних и внешних, преодоление различных трудностей способом позитивных размышлений и принятия соответствующих решений и т.д.

"Дианализ во многом противоположен распространяющемуся в России и других странах СНГ психоанализу: в нём нет "ковыряния" в слабых (бессознательных) качествах человека, погружения в "личностную археологию", концептуальной привязки к известному (комплексу Эдипа, защитным маневрам и др.). В дианализе используется проверенная в "философских битвах" практическая диалектика, т.е. способность в мышлении сводить противоположности к некому синтезу, гармонии и равновесию, примирять противоположности и искать места совмещения - я это называю "локальным синтезом". В какой-то точке пространства и времени противоположности "сходятся", примиряются" - автор дианализа, профессор Владимир Юрьевич Завьялов.

Дианализ – метод психотерапии и психологического консультирования, основанный на синтетической философии личности и феноменологии смысла А.Ф. Лосева и интегративном движении в психотерапии (модусы «общий фактор» и «техническая эклектика»). Дианализ – логическое продолжение первой российской методологии «необъявленной психотерапии» – «арететерапии» А.И. Яроцкого, в которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели. В дианализе подобная идея названа «терапевтической идеей». Она «выводится» из проблемного поля самого клиента методами «пентадной диалектики» (Прокл-Лосев) и реализуется в новое справляющееся поведение с помощью десяти принципов оказания психологической помощи, экстрагированных из обобщенного опыта мировой психотерапии, доступного практикующему врачу-психотерапевту или клиническому психологу. Дианализ является развёрнутой методологией здравомыслия в области психотерапии и психологического консультирования, которая устраняет излишнюю концептуализацию психических процессов в ходе оказания психотерапевтической помощи нуждающемуся человеку в духе феноменологии.

Официальный сайт Института Дианализа в Новосибирске - http://www.dianalyz.info

Автор метода, профессор В.Ю. Завьялов: Дианализ - оригинальная система психологической помощи, основанная на точной организации мышления и высоком самосознании личности консультанта-психотерапевта. В дианализе больше методологии, чем технологии. По этой причине дианалитик в процессе оказания помощи-услуги пользуется не готовыми знаниями, а добывает их вместе со своим клиентом. Клиент становится экспертом, а не "подопытным кроликом". В дианализе нет традиционного "лечения", "воспитания" или "коррекции" человека. Есть действенная и точная, адресная помощь по преодолению различных психологических затруднений - "трудных вопросов жизни".
   
Кто же тогда сам консультант? Он - организатор мыслительной работы над пониманием проблемы. Формула дианализа: примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Жизнь полна противоречий, столкновений интересов, борьбы и запутанности.

Первый постулат дианализа - реальность, т.е. социальная реальность, в которой только и может жить человек как личность, является источником проблем.
   
Личность, это - второй постулат - личность есть носитель проблем. Человек носится со своей проблемой до тех пор, пока он сам, или с помощью кого-то, не осознает того факта, что именно он является носителем проблемы, и именно ему необходимо решиться изменить что-то в своей жизни. Реальность изменить нельзя, разве что, только самое близкое окружение. А вот себя, действительно, можно изменить. Для этого нужно осознать и понять проблему.
   
Третий постулат - проблема. Проблемой в дианализе именуется попытка личности соединить несоединимое, уладить противоречия в каком-нибудь союзе. Этот союз не бывает идеальным, более того - этот временный союз противоречий часто выглядит нелепо, становится симптомом, т.е. неприемлемой частью поведения или переживания. И всё же, симптом - результат креатива, результат компромисса, результат защиты от более серьёзных последствий ношения противоречий внутри себя! Поэтому, симптом не устраняется в дианализе, а реорганизуется в более подходящее, адаптивное, развивающее поведение. Как это происходит? Симптом всегда выражается через то, что "симптомом" не является: наши обыкновенные чувства, эмоциональные реакции, повторения мыслей и прочее. Это называется символом.

Символ - четвёртый постулат дианализа - есть внешнее проявление внутренней сути противоречий, т.е. проблемы. Проблема выражает себя через символ, дает себя опознать, обнаружить и исследовать. Символ - выразитель проблемы. Всё можно брать как символ - любое проявление жизни человека. Для этого нужно овладеть мифо-поэтическим мышлением, логико-диалектическим анализом и интуицией. Символ содержит в себе всё, что надо для полного понимания проблемы!
   
И, наконец, пятый постулат дианализа - помощь. Помощь есть полноценное сотрудничество, взаимопомощь и пособничество естественным изменениям, которые обязательно наступят, если им не мешать! Дианализ поддерживает идею, что изменения наступают естественно, сами собой. Их надо усилить, облегчить им развитие, "фасилитировать" наступающие изменения. Таким образом, дианализ есть пособничество изменениям, которые могут наступить у личности, которая решила не носиться с проблемой, которую не она создала. Чтобы помощь этой личности стала действенной и эффективной, необходимо научиться мыслить очень точно, диалектично, маневрируя между парадоксами, которые выставляет мышление носителя проблем. Вот почему в дианализе используется сложнейшая система диалектико-феноменологического анализа смысла переживаний конкретной личности, которую создал А.Ф.Лосев, изучивший всю историю развития учения об Идее!