отрывок из работы А.Ф.Лосева "Диалектика мифа"
"До сих пор мы имеем следующие тезисы, характеризующие
существо мифа путем отграничения от частично совпадающих с ним форм сознания и
творчества.
Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический
вымысел, но – логически, т.е., прежде всего, диалектически необходимая
категория сознания и бытия вообще.
Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и
творимая вещественная реальность.
Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное
построение, но – живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою
собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность,
принципиальную закономерность и структуру.
Миф не есть метафизическое построение, но – реально,
вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время
отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную
степень иерархийности, разную степень отрешенности.
Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ; и, уже будучи
символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и
жизненно-символические слои.
Миф не есть поэтическое произведение, но – отрешенность его
есть возведение изолированных и абстрактно-выделенных вещей в
интуитивно-инстинктивную и примитивно-биологически взаимо-относящуюся с
человеческим субъектом сферу, где они объединяются в одно неразрывное,
органически сросшееся единство.
Эти шесть тезисов постепенно детализируют понятие мифа.
Во-первых, это есть диалектическая необходимость сознания и бытия, хотя еще и
неизвестно, в чем она заключается. Во-вторых, он есть реальные вещи, подлинно
существующая действительность. Этим миф определяется ближе, так как из всей
сферы логически необходимого выделяется категория наличного существования. Но и
это еще слишком широко.
И вот, в-третьих, из наличной действительности мы
выделяем ту ее сферу, которая интимно чувствуется субъектом, которая есть сфера
подлинно жизненного взаимообщения субъекта и объекта, т.е. где есть субъект и
объект чувства, воли, аффектов и пр. Да и тут берется не вся сфера
субъект-объектного взаимообщения, но та, которая структурно определенна и
оформлена, закономерна в своем строении. В-четвертых, подвергается анализу и
это последнее достижение.
Отсюда выкидывается все ординарно-плоскостное, все
гипостазированное в своей отвлеченности и изолированности, все оставляющее вещи
в их тупом уединении и несоборности. В мифе берется осмысляющая, оживляющая
сторона вещей, та, которая делает их в разной мере отрешенными от всего слишком
обычного, будничного и повседневного. Яснее это взаимоотношение разных слоев
действительности в мифе, в-пятых, характеризуется не как
дуалистически-метафизически-натуралистическое противостояние, не как
схематическое или аллегорическое взаимоотношение, но как символическое, т.е. иерархийно
различаемые в мифе слои бытия должны отождествиться вещественно, т.е. так,
чтобы была одна неделимая вещь с смысловой игрой взаимораздельных, но и
взаимообщающихся и даже взаимоотождествляющихся энергий разных планов
действительности. Наконец, в-шестых, эта интеллигентная и символически-выраженная
субъект-объектная отрешенная действительность предстала перед нами как
до-рефлективное, примитивно-интуитивное взаимоотношение субъекта и объекта.
Короче говоря, миф – такая диалектически необходимая категория сознания и бытия
(1), которая дана как вещественно-жизненная реальность (2) субъект-объектного,
структурно выполненного (в определенном образе) взаимообщения (3), где
отрешенная от изолированно-абстрактной вещности жизнь (4) символически (5)
претворена в до-рефлективно-инстинктивный, интуитивно понимаемый
умно-энергийный лик (6). Еще короче: миф есть интеллигентно данный (3) символ
(4-5) жизни (2, 6), необходимость которого диалектически очевидна (1), или –
символически данная интеллигенция жизни. Наконец, чтобы не оставить места
никакому упреку в неясности, можно принять во внимание, что под
"жизнью" здесь мыслится просто категория осуществления той или иной
интеллигенции.
И тогда определение мифа будет такое: он – символически
осуществленная интеллигенция. Я же утверждаю, что личность и есть
символически осуществленная интеллигенция. И потому вот наикратчайшее резюме
всего предыдущего анализа, со всеми его отграничениями и подразделениями: миф
есть бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного,
личностная форма, лик личности