1. Определение
Дианализ – отечественное направление в психотерапии и психологическом консультировании, основанное на синтетической философии личности и феноменологии смысла А.Ф. Лосева. Дианализ – логическое продолжение первой российской методологии психотерапии – «арететерапии» А.И. Яроцкого, в основе которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели.
В дианализе эта идея названа «терапевтической идеей». Она «выводится» из проблемного поля самого клиента методами «пентадной диалектики» и реализуется в новое справляющееся поведение с помощью десяти принципов оказания психологической помощи, экстрагированных из обобщенного опыта мировой психотерапии, доступного практикующему врачу- психотерапевту или
клиническому психологу.
Дианализ является развёрнутой методологией здравомыслия в области психотерапии и психологического консультирования, которая устраняет излишнюю концептуализацию психических процессов в ходе оказания психотерапевтической помощи нуждающемуся человеку в духе феноменологии Э.Гуссерля.
2. Сущность метода
Дианализ, как метод реорганизации содержания мышления и психической деятельности в целом, нацелен на увеличение логической связанности опыта. Формула дианализа – примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Несинтезированные противоречия «разрывают» сознание, обусловливают различные виды и степени «диссоциации сознания». Процедура дианалитического синтеза способна объединить те элементы опыта, которые могут быть интегрированы, и с помощью «терапевтической идеи» закрепить новый опыт в реальной деятельности. Это сближает дианализ с методами интегративной психотерапии (Richard G. Erskine и др.). В дианализе используется формальная логика, как и в рациональной психотерапии Дюбуа, для анализа и реорганизации внешних конфликтов («субъект- субъект»),
в которые включен клиент, пентадная диалектическая логика для
реорганизации внутренних противоречий, схожая с «логоанализом
В.Франкла», а также персонализм как безусловная поддержка и
«беспредикатное» принятие личности, что сближает дианализ с «клиент- центрированной психотерапией К.Роджерса.
3. Теоретические основы
Дианализ объединяет
1) учение о личности (онтологический персонализм А.Ф.Лосева и христианский персонализм Н.Бердяева),
2) учение о символе (символология, диалектика) и психология символических функций психики («единая теория психических процессов» Л.М.Веккера),
3) учение о человеческой реальности («теория деятельности», социально- психологические
концепции поведения человека, единая теория конфликта В.А.Светлова,
теория взаимопомощи П.А.Кропоткина , концепция «выученной беспомощности»
Салигмана).
Теоретические положения дианализа близки к феноменологии и основаны на «абсолютной диалектике и абсолютной мифологии» А.Ф.Лосева.
Приоритет отдаётся логике жизни (логика развития ситуации), а не концептуальной психологии.
Психотерапия понимается как «умное занятие», как способность терапевта мыслить самостоятельно, критически, творчески и получать необходимые для помощи клиенту знания «выводным» путём, а не выбором соответствующих знаний из запасов «специальных познаний» (догм).
Любая психотехника возможна, если она соответствует постулатам и теории помощи дианализа.
Метод пентадного определения сущности (расширенная диалектическая триада) применяется к самому терапевтическому процессу. Выделенные эмпирическим путём десять принципов, отражающие полимодальный подход к терапии и консультированию, а также дают правила описания десяти классов событий, ситуаций и феноменов, которые используются для классификации получаемого от клиента материала. Как и в другим методах психотерапии, материал получается в форме рассказа клиента о своей жизненной ситуации, описания внутренних переживаний, эмоциональных реакций, сопровождающих этот рассказ, невербальной коммуникации, продуктах творчества (рисунки, тексты и др.) Симптом понимается как символ, в котором выражается, хоть и не в полном масштабе, личность самого клиента. Через «смысловое разложение» симптома консультант и его клиент достигают новое понимание смысла личной жизни в обсуждаемом аспекте. Это – «терапевтическая идея», которая в дальнейшем воплощается в план отвественного поведения и реальные поступки, меняющие неблагоприятную жизненную ситуацию.
4. Применения (показания к применению)
Метод «дианализ» показан для индивидуальной, семейной и групповой работы с людьми, которые готовы обсуждать свои жизненные проблемы и решать сформулированные на основе понимая этих проблем задачи. В клиническом плане это могут быть лица с адиктивными, невротическими или характерологическими проблемами. Показания могут быть либо расширены, либо сужены в зависимости от реального опыта применяющего дианализ специалиста. Если это – врач- психиатр, хорошо знающий особенности
протекания психических болезней, то он может применять дианализ для
терапии, профилактики и реабилитации психических заболеваний. Если это –
психолог, специализирующийся, например, в области семейной или
подростково- юношеской патологии, то дианализ может быть применён с
успехом и в этой области. То же самое относится и к специалистам в
области управленческого консультирования, коучинга и др. На основе
дианализа возможно создание различных систем самопомощи, например,
«терапевтических медитаций».
5. Практические результаты.
Использование дианализа лично автором и его учениками показало его высокую эффективность как метода разрешения конкретных, актуальных жизненных проблем, а также поддержки личности, стимуляции здоровых тенденций, усиления сопротивления личности соблазнам, саморазрушительным импульсам, фиксации на патологии. Дианализ открывает пути к выздоровлению, росту личностного самоопределения, лучшим вариантам адаптации, реорганизации.
Профессор В.Ю.ЗавьяловДианализ – отечественное направление в психотерапии и психологическом консультировании, основанное на синтетической философии личности и феноменологии смысла А.Ф. Лосева. Дианализ – логическое продолжение первой российской методологии психотерапии – «арететерапии» А.И. Яроцкого, в основе которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели.
В дианализе эта идея названа «терапевтической идеей». Она «выводится» из проблемного поля самого клиента методами «пентадной диалектики» и реализуется в новое справляющееся поведение с помощью десяти принципов оказания психологической помощи, экстрагированных из обобщенного опыта мировой психотерапии, доступного практикующему врачу-
Дианализ является развёрнутой методологией здравомыслия в области психотерапии и психологического консультирования, которая устраняет излишнюю концептуализацию психических процессов в ходе оказания психотерапевтической помощи нуждающемуся человеку в духе феноменологии Э.Гуссерля.
2. Сущность метода
Дианализ, как метод реорганизации содержания мышления и психической деятельности в целом, нацелен на увеличение логической связанности опыта. Формула дианализа – примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Несинтезированные противоречия «разрывают» сознание, обусловливают различные виды и степени «диссоциации сознания». Процедура дианалитического синтеза способна объединить те элементы опыта, которые могут быть интегрированы, и с помощью «терапевтической идеи» закрепить новый опыт в реальной деятельности. Это сближает дианализ с методами интегративной психотерапии (Richard G. Erskine и др.). В дианализе используется формальная логика, как и в рациональной психотерапии Дюбуа, для анализа и реорганизации внешних конфликтов («субъект-
3. Теоретические основы
Дианализ объединяет
1) учение о личности (онтологический персонализм А.Ф.Лосева и христианский персонализм Н.Бердяева),
2) учение о символе (символология, диалектика) и психология символических функций психики («единая теория психических процессов» Л.М.Веккера),
3) учение о человеческой реальности («теория деятельности», социально-
Теоретические положения дианализа близки к феноменологии и основаны на «абсолютной диалектике и абсолютной мифологии» А.Ф.Лосева.
Приоритет отдаётся логике жизни (логика развития ситуации), а не концептуальной психологии.
Психотерапия понимается как «умное занятие», как способность терапевта мыслить самостоятельно, критически, творчески и получать необходимые для помощи клиенту знания «выводным» путём, а не выбором соответствующих знаний из запасов «специальных познаний» (догм).
Любая психотехника возможна, если она соответствует постулатам и теории помощи дианализа.
Метод пентадного определения сущности (расширенная диалектическая триада) применяется к самому терапевтическому процессу. Выделенные эмпирическим путём десять принципов, отражающие полимодальный подход к терапии и консультированию, а также дают правила описания десяти классов событий, ситуаций и феноменов, которые используются для классификации получаемого от клиента материала. Как и в другим методах психотерапии, материал получается в форме рассказа клиента о своей жизненной ситуации, описания внутренних переживаний, эмоциональных реакций, сопровождающих этот рассказ, невербальной коммуникации, продуктах творчества (рисунки, тексты и др.) Симптом понимается как символ, в котором выражается, хоть и не в полном масштабе, личность самого клиента. Через «смысловое разложение» симптома консультант и его клиент достигают новое понимание смысла личной жизни в обсуждаемом аспекте. Это – «терапевтическая идея», которая в дальнейшем воплощается в план отвественного поведения и реальные поступки, меняющие неблагоприятную жизненную ситуацию.
4. Применения (показания к применению)
Метод «дианализ» показан для индивидуальной, семейной и групповой работы с людьми, которые готовы обсуждать свои жизненные проблемы и решать сформулированные на основе понимая этих проблем задачи. В клиническом плане это могут быть лица с адиктивными, невротическими или характерологическими проблемами. Показания могут быть либо расширены, либо сужены в зависимости от реального опыта применяющего дианализ специалиста. Если это – врач-
5. Практические результаты.
Использование дианализа лично автором и его учениками показало его высокую эффективность как метода разрешения конкретных, актуальных жизненных проблем, а также поддержки личности, стимуляции здоровых тенденций, усиления сопротивления личности соблазнам, саморазрушительным импульсам, фиксации на патологии. Дианализ открывает пути к выздоровлению, росту личностного самоопределения, лучшим вариантам адаптации, реорганизации.