На вопросы "Новой Сибири" отвечает доктор
медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и
психологического консультирования НГМА, главный психотерапевт Новосибирской
области Владимир Завьялов
- Владимир Юрьевич, на одной из своих пресс-конференций вы
говорили о том, что у нас возможна эпидемия истерии, что всем нам грозит это
психическое заболевание.
- Давайте для начала разведем некоторые понятия. Истерия -
это название целого ряда болезненных состояний. В классической психиатрии под
термином "истерия" понимали клинический невроз: расстройство
личности, связанное с внутренним конфликтом. Это конфликт между желаниями быть
нормальным, соответствовать моральным требованиям, и получить "льготу"
незаконным путем, в том числе с помощью блефа. Например, прикинувшись больным
или слабым. И в человеке эти две установки находятся в борьбе, человек от этого
страдает. Вот что такое истерия как клинический диагноз. Кроме того, могут быть
истерические проявления ряда других психических расстройств, может быть
истеричная реакция на стресс. А есть другая категория истериков. У них
истеричность - это черта, или лучше сказать, дефект характера. Это люди,
которые совершенно осознанно добиваются льгот, благ различными
демонстрационными способами. И при этом, в отличие от невротиков, нисколько не
страдают. Общая черта всех истериков - это демонстрация, драматизация чувств,
выставление их напоказ, некая аффектация. И что тревожно, таких людей
становится все больше и больше. Они востребованы обществом. Вот о возможности
такой эпидемии истерии я и говорил.
- Приведите примеры таких востребованных обществом
истериков?
- Вот, например, такая область, как политика. Самый яркий
пример - это Владимир Вольфович Жириновский. Посмотрите его любое публичное
выступление. Во всем аффектация, демонстративность. Типичный истерик. Или наша
эстрада. Попробуйте убрать звук, когда по телевизору выступают современные
певцы, и все понятно. А целители и знахари? Это тоже по большей части истерики.
Возьмите Рушеля Блаво. Он себя представляет не иначе как Человек Мира, имеет
каких-то семь степеней посвящения. На что это рассчитано? Туману мистического
побольше напустить. Заявить о своей исключительности. И ходят за такими
целителями толпы людей с истерическими чертами характера. Вообще, каждое время
дает своих истериков. В прошлом в истерии было много религиозного бреда. Все
эти контакты с Богом или дьяволом, видения. Сейчас это чаще наполняется
мистико-эротическим содержанием. И опасно, что общество дает истерикам ту
льготу, которой они добиваются: власть, деньги, популярность. А истерия
"заразна". Посмотрите рынок рекламы. Он засорен истерическими
картинками. Вот рекламируют мыло "Сейфгарт". Ведь это же раздвоение
образа. Самые настоящие истерические видения. Истерик, в отличие от нормального
человека, видит не то, что есть, а то, что хочет: барабашек, НЛО, общается с
Вселенским разумом. И таких людей ставят на пьедестал. Настало время
показушников. Самое главное слово - презентация. Самое популярное шоу - показ
мод. Самый главный человек - кутюрье. Это все "культурная" истерия.
Или скорее неокультуренная культура. Сегодня осталось мало областей, где
востребованы рациональные подходы. Пожалуй, только фундаментальная наука и
экономика. Во всех остальных областях, к сожалению, истерики правят бал.
- В чем же выход?
- Объяснять надо людям, что это за явление. Нового героя
создавать. Сейчас на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов
обрушивают героев-истериков. А героем должен быть нормальный, разумный человек.
Такой, который добивается успехов в жизни своим трудом, а не
"блефом".
- Возможны ли истерические реакции у нормального человека,
который, в общем-то, не добивается себе льгот с помощью демонстрации своих
чувств?
- Да, возможны. Я уже говорил, что могут быть истерические
реакции, например, на стресс. Они делятся на два типа. В их основе лежат
первобытные инстинкты, доставшиеся нам от предков. Первый тип можно назвать
"реакцией мнимой смерти". Человек впадает в оцепенение, в прострацию,
у него наступает истерический ступор. Это реакция внезапного выключения всякой
активности. Образно говоря, смерть как способ выживания. Ведь чужая жизнь
всегда привлекательна. Жизнь поглощает жизнь. И чтобы тебя не поглотила другая
жизнь, надо перестать показывать признаки жизни. Нас могут съесть в прямом и
переносном смысле. А поскольку съесть в обществе нас могут все же чаще в
переносном смысле, то и реакция метафорическая: человек как бы замирает или
умирает частично. Например, обморок. Или какой-то участок кожи теряет
чувствительность. Может выключиться какая-то функция: слух, зрение. Считается,
что "мнимая смерть" - это защита организма на какие-то события, когда
мощности сознания, чтобы с ними справиться, не хватает. Тогда на помощь сознанию
приходит древний инстинкт притворства, который когда-то спасал нашим предкам
жизнь. Другая реакция, наоборот, связана с возбуждением. Ее называют
"двигательной бурей". Человек начинает совершать какие-то хаотические
движения. Например, бежит не разбирая дороги. Как наши предки убегали когда-то
от опасности.
- Может быть, это нормальные реакции? Если они когда-то
помогали выжить нашим предкам, то помогут и нам?
- Нет. Эти реакции нам помочь не могут, а погубить вполне
способны. Ведь они включаются автоматически, когда сознание ослабевает, когда
его мощности не хватает. Ожидается-то совсем другая реакция. Ожидается, что
человек для решения проблемы задействует ум, а не древние инстинкты. Вспомните
трагедию, произошедшую в Минске несколько лет назад во время грозы. Люди
побежали, испугавшись грозы. Это реакция двигательной бури, а в результате
множество людей погибло. А если бы прежде подумали, то трагедии могло бы и не
быть.
- Я однажды заблудилась в лесу и когда поняла, что не знаю,
куда идти, просто побежала не разбирая дороги. А когда заставила себя
остановиться и подумать, то через сорок минут вышла к тому месту, откуда
заходила в лес. У меня была эта самая реакция двигательной бури?
- Да. Это типичный случай. И заметьте, что выход из ситуации
был найден, когда вы задействовали сознание. А вот древний инстинкт
"двигательной бури" не только не помог, но усугубил ситуацию. Поэтому
психиатры много говорят о воспитании воли. У детей эти автоматизмы воли, то
есть древние инстинкты, включаются спонтанно. И от родителей часто зависит,
подкрепит ли он это, зафиксирует или, наоборот, укрепит сознание ребенка.
- Когда ребенок в магазине требует купить себе что-то, а
родители отказывают, как реагировать на вполне истерическую реакцию с рыданиями
и стучанием ногами?
- Окончательных рецептов нет. Купить, чтобы он замолчал?
Ребенок таким образом добьется своего. И может этот способ использовать вновь и
вновь. Наказать? Тоже палка о двух концах. Наказанием можно также зафиксировать
эту реакцию. Наверное, лучше всего уйти. Тогда включится более сильный страх -
потеря родителей, и ребенок вынужден будет реорганизовать свое поведение. Ведь
истерика - это способ привлечь внимание. Поэтому избирательное невнимание - это
самый сильный способ, самое сильное оружие у родителей. Вообще, надо посоветовать
тем родителям, у которых такие проблемы с детьми возникают, обратиться к
специалистам: психотерапевту или психологу. Они помогут разобраться, почему это
происходит и как это исправить.
- Кто более подвержен истерии?
- С одной стороны, люди эмоциональные, склонные к
преувеличению, аффектации. С другой - скромные, стеснительные, я бы даже
сказал, мнительные. Эти черты характера заложены изначально. А вот разовьются
ли они в истерию - зависит от многих условий, в том числе и востребованности
общества. Если общество ожидает от человека разумного, рационального,
взвешенного, осмотрительного поведения, тогда вся эта аффектация будет
признаваться болезненной, ненормальной и самим человеком, и окружающими.
Общество будет "вытравливать" истерию. Но, к сожалению, сегодняшнее
общество не ожидает рационального поведения. Оно, наоборот, дает истерикам
возможность продавать свою истерию как товар. И, надо сказать, продавать
довольно успешно. Зачем же человеку искоренять в себе истерические черты
характера? Он их, наоборот, будет культивировать.
- А от истерии можно избавиться?
- Да. Она очень хорошо поддается психоанализу. Истерические
реакции переводятся на речевой, вербальный уровень. А это уже не опасно. Ни
истерику, ни обществу.
Марина ЕСИКОВА, специально для "Новой Сибири"