Глава 2. Смысл деятельности
Обнаружение смысла.
Смысл не создаётся, но
обнаруживается. Смысл осмысливается. Сознание человека словно кружит и окружает
предмет осмысления, предмет понимания. Человек по-настоящему живёт и действует
тогда, когда обнаруживает смысл. Это похоже на то, как ребёнок обнаруживает
подарок, приготовленный для него любящими родителями.
Подарок лежит себе под подушкой и
вдруг обнаруживается «ничего не подозревающим» именинником! В этом обнаружении
скрыт глубокий смысл любви в родительско-детских отношениях. Одарённому таким
вот образом ребёнку открывается смысл его жизни в родной семье: его любят, его
хотят, о нём думают, о нём заботятся, его самого воспринимают как подарок.
Будет ли ребёнок, обнаруживший
такой смысл своего существования, капризничать по любому поводу, сопротивляться
обучению необходимым навыкам, не слушаться родителей и прочего? Практика
показывает, что нет. Дети, понимающие смысл родительской любви и заботы о них,
ведут себя правильно, соответственно ожиданиям родителей.
И, наоборот, дети, запутавшиеся в
дебрях непростых отношений, типа любовь – ненависть или зависимость –
независимость, не могут обнаружить смысл в этих отношениях, поэтому не могут
выстроить правильное поведение и нуждаются в помощи или коррекции.
Полвека назад Виктор Франкл ввёл
в научный оборот термин «ноогенный невроз», закрепив за ним обозначение главной
человеческой проблемы – утраты смысла деятельности и жизни в целом. Люди
перестают находить смысл в обыденных вещах, обыденных делах и теряют вкус к
жизни, «мертвеют» душой.
Институт Дианализа