20.11.2015

Духовная помощь


Глава 1. Духовный помощник

Красота спасёт

Психотерапия «изобретена» относительно недавно – каких-то 150 лет тому назад, когда началась либерализация в Европе. Вот несколько «странных» совпадений событий, имеющих отношение к развитию психотерапии:
1783 г. – Дискуссия о месмеризме и понимание роли воображения в исцелении;
1789 г. – Принятие Конвентом Декларации о правах и свободах человека;
1793 г. – Больничная реформа Пинеля и разработка им основ «психического лечения»;
1803 г. – Книга Ральса «Метод психического лечения»;
1813 г. – Аббат Фариа – «Магнетизм как концентрация внимания»;
1842 г. – Джеймс Брэйд – «Гипноз» и т. д. 

Дальше очень быстро стала развиваться именно медицинская модель психотерапии как метод лечения определённых болезней, включая телесные заболевания, которые сейчас легко лечатся современными фармакологическими средствами. Только в начале прошлого столетия, почти через 100 лет экспериментирования с методами психологического воздействия, врачи стали понимать, что психотерапия предназначена не столько для лечения телесных расстройств, сколько для усиления личности пациента, чтобы эта личность либо справилась с недугом, либо достойно прожила оставшуюся часть своей жизни. Всё же до сих пор основным «вдохновителем» для врачей-психотерапевтов остаётся Образ Болезни³.

Почти все теории психотерапии основаны на концепции патологии: есть патология – нужна психотерапия, нет – отказываем в помощи. Аргументы в поддержку «психотерапии для здоровых» звучат почти также как русское народное выражение: «мёртвому припарки». Если человек здоров и относительно успешен в жизни – имеет какие-то деньги, стабильную работу, жену (мужа), детей, не дряхлых родителей, транспорт, возможность ездить отдыхать за рубеж и т. д., - зачем ему обращаться к «психо» консультантам (психологу, психотерапевту)? Он же не «псих»! Ну, да, немного психует на работе, к жене остыл (к мужу остыла), иногда «как-то не по себе», но это же не повод «психику лечить». 

Если вернутся к хронологии событий, предшествующих развитию в Европе услуги под именем «психотерапия», то мы в этом периоде отыщем массу событий, свидетельствующих об упадке религиозности в людях, нарастанию социальной напряжённости в обществе из-за миграции людей и перенаселённости городов, утрате людьми традиций и наработанного веками размеренного стиля жизни. Это совсем не медицинские проблемы. Далее.

С нарастанием развития капитализма и расширенного производства товаров массового потребления резко обострились давно понятые религиозными мыслителями проблемы зависимостей – от алкоголя(прочих наркотиков), еды, игры, эмоций и т. д., - «противления плоти». Город Вена, оказавшийся «европейским перекрёстком» для огромных масс людей, перемещавшихся в поисках лучшей доли, стал центром психотерапии – «религии для атеистов», как потом стали называть эту новую деятельность и «новую науку о человеке». Однако в этой «новой религии» не оказалось вдохновляющего Образа.

Было всё – огромное количество пугающих картинок «внутреннего ада» (бессознательное) и внешних кошмарных обстоятельств, которые обобщил французский философ Сартр: «Ад – это другие». Не было вдохновляющих образцов (лики «святых основоположников» я в расчёт не беру). Зато было много размышлений и том, как вывести в сознание «демонов бессознательного» и обуздать их, т. е. – «психотехники».

Для психотерапии и консультирования людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, всё же больше подходит иной вдохновитель – не запутывающий и не призывающий «владеть» эмоциями, «управлять» телом, «контролировать» мысли и т. д., а помогающий понять сущность положений в мире, расстановку главных сил, своё местоположение в обществе. Лучший вдохновитель для таких целей – безусловный образец, которому можно следовать, надёжный ориентир, который не даст блуждать во мраке.

Образ Христа уже третье тысячелетие является таким эталоном гармоничного синтеза божественного и животного, культурного и природного, вечного и тленного, мирского и надмирного, физического и метафизического в личности человека. Миллионы людей следовали и продолжают следовать этому образцу, выстраивают свою жизнь по образу и подобию Великой Личности. Для них образ Христа и есть духовный помощник. Этот помощник, естественно, ничего конкретного не даёт, ни на что не указывает, «не информирует», не учит и т. д.

Но каким-то образом вдохновлённый этим образом человек получает всё, что ему нужно для нормальной и праведной жизни, учится главному в жизни – любить и саму жизнь, и то смысловое освещение жизни, которое выше самой жизни. Этот духовный помощник как бы «заставляет» человека делать важные дела, совершать важные выборы самостоятельно, опираясь только на свои собственные силы. Этот помощник устраняет самого опасного врага человека – беспомощность, то великое уныние, которое обрекает человека на бессмысленное существование.
____

² М. Ф. Достоевский, как известно, считал, что в человеке и в человечестве есть «потребность красоты и высшего идеала её». Человек жаждет красоты и принимает её без всяких условий только потому, что она красота, и это есть тайна и художественного творчества, и тайна здоровой «живой жизни». Его известное выражение «красота спасёт мир» весьма неопределённое и таинственное само по себе, в соответствующих контекстах начинает сверкать (лучше сказать «мерцать») смыслами, которые приобретают конкретные и зримые формы выражения.

Так, писатель говорил о творчестве А. С. Пушкина полагая не без оснований, что «литература красоты одна лишь спасёт» (цит. по Д. Д. Благой, 1972). В литературе нет «информации» или правил о «вкусной и здоровой жизни». В ней нет и рецептов на разные случаи жизненных затруднений, нет и «ключей» для расшифровки жизненных загадок. Тогда что же целебного в художественной литературе? На мой взгляд, «живая жизнь личности, данная в мифе, который сам есть чудесная история личности, выраженная в словах».

Институт Дианализа