Часть 2. диагнозис
Глава 9. Раскрывающийся смысл
Постижение смысла
Прежде, чем мы опустимся до
банальной диагностики, обратимся к поэту:
Тщетно, художник, ты мнишь, что
Творений своих ты создатель.
Вечно носились они над землёй, незримые оку.
(А.
К. Толстой).
Вот так, смыслы творений «вечно
носились, незримые оку». Это – поэтическая метафора. «Носиться над землей» не
есть находиться в «смысло-поле» (ноосфера Вернадского) или «смысловом,
энерго-информационном поле земли» (В. П. Казначеев и около миллиона целителей,
убежденных в этом).
«Носиться над землей» может
означать всё, что угодно, только не быть на «самой земле», т. е. в голове
создателя, в его руках, в его инструментах, в материале, который он использует,
и не в «натуре» (натурщица, натурщик), с которой он моделирует форму. «Незримые
оку!
Означает то, что смысл не
«подсмотришь», не увидишь в натуре, в материале и в инструментах (краски,
резцы). Художник сам удивляется тому смыслу, который исходит от только что
написанной картины. Он весь этот смысл осознать не в состоянии, а искусствоведы
потом долго будут ломать головы над смыслом созданного. Его произведение
продадут, и уже другие умы будут вникать в смысл его образных построений, в
сущность переданного языком искусства.
Бесчисленные проявления смысла
этого произведения в разных умах будут всё тем же единым смыслам, найденным
творцом. Если же в этих рассуждениях заменить термин «смысл» термином
«энергия», то получится спекуляция о «целительных энергиях», исходящих от
картин, о чём так любит рассуждать модный современный художник Никос Сафронов.
Произойдёт ошибка, которая именуется в философских работах как «онтологизация»
- присвоение несуществующим вещам статуса существования11.
__________
11 Признанным мастером
онтологизации (из литературных героев) является Иосиф Швейк. Его рассказы
оснащены такими деталями и такими «логическими операторами онтологизации», что
вымысел становится абсолютно реалистичным, т. е. правдоподобным.
Институт Дианализа