04.12.2015

Персонализм


Глава 5. Дианализ как теория помощи

Персонализм

Философски личность определяется как «синтез субъекта и объекта». Это первый из 12 синтезов А. Ф. Лосева в «Диалектике мифа»8. Психологически личность можно определить как «смысловое всеединство человека» (В. Ю. Завьялов, 2004, [4]).

Теологически личность человека есть «образ и подобие Бога». Антропологически – уподобление абсолютному образцу. В христианской культуре образцом личности человека есть Иисус Христос, а главное свойство личностной жизни человека – свобода, свобода выбора, свобода совести (интерпретативной деятельности).

Как считают философы-богословы (Владимир Лосский, например), даже первородный грех не устраняет и не нарушает этой свободы. Свобода выбора – это «божественный свет и радостная надежда на будущую жизнь». Конечно, по этой идее утверждения личности и вечности «прошлись» многие мыслители – добросовестные и лживые, многие идеологи, политики, учителя и врачеватели.

Пресловутый диагноз религиозности Фрейда, что «религия есть невроз навязчивых состояний» явно необоснованный. Диагноз «невроз» можно поставить конкретной личности, с её конкретной психологией и переживаниями. Общественному институту человеческий диагноз поставить нельзя.

Включаться в теологический спор и вынести зрелое суждение по вопросу о происхождении абсолютных духовных ценностей – пожалуйста, включайтесь, спорьте с богословами и диалектиками, религиозными философами и культурологами. Но где в своих работах Фрейд рассуждал об Образе Абсолютной Личности Христа?

Таких рассуждений нет, и не могло быть. «Личностью» в том духовном понимании, которое изложено выше, Фрейд не занимался. Механизмами созревания сексуальной функции – да. Механизмами защитного, невротического поведения – да, а личностью как феноменом человеческой свободы – нет.
            
Все эти рассуждения, кои можно длить не одну сотню страниц, я привожу только для того, чтобы не отбрасывать, как «пережитки прошлого», многовековые размышления наших предков о том, чем была и есть личность Христа, что есть личность человека, уподобившегося Образу Бога.

Этим рассуждениям 2000 лет. Результаты этих искания появились не только как последствие споров, дискуссий и штудирования книг. Они возникли как личный мистический опыт богообщения, как опыт духовного подвига, великого послушания, самопожертвования. Смешно сравнивать этот опыт с теми «откровениями», которые получаются во время психотерапии, особенно при групповой терапии, когда группа «работает» по заранее заданным концептуальным схемам.
            
Итак, первый постулат разумной жизни личности есть утверждение очевидной истины – каждый человек прежде всего личность, обладающая именем, собственной историей, судьбой, имеющая свободу выбора. Эта личность едина и неделима. Делимо тело, но не личность.

К личности не подходит диалектика целого и части. Понятие «личность» относится к сверхлогическому (или надлогическому) уровню. О личности можно и не рассуждать так сложно. Никакой психологической подготовки не нужно, чтобы до сих пор понимать, что такое «личность Пушкина».

Его физически нет на земле 180 лет, а его личность существует, к ней «не зарастет народная тропа». Это понимает любой школьник. Личность Пушкина и есть «смысловое всеединство» этого замечательного человека. Он при жизни был разным. У него было много противоречивых поступков, идей, переживаний, открытий и ошибок.

Эти бесконечные «разности» не поделили личность Пушкина на «субличности», на «бессознательное», на «эгосостояния» и прочее. Первый постулат запрещает делить личность человека на части, области, порции, стороны, а также запрещает делать подмены понятий, например вместо термина «индивидуум» использовать термин «личность».
            
Что означает «по образу и подобию»? Рассуждая в русле так называемого «светского гуманизма», т. е. ближе к психологически бытовому уровню, «образ и подобие» есть следование абсолютному эталону.

Поскольку сам Бог не представим (а сообщим только) и не определим, то образцом и высшим эталоном для людей является образ Иисуса Христа, независимо от того, верят ли они в Бога или нет. История показала, что рьяные борцы с религией – большевики, в действительности использовали христианские догматы в построении учения о «научном коммунизме» и создании идеалов человеческой личности.

«По образу и подобию» означает и то, что смысл жизни не «продуцируется» нервными клетками головного мозга, человеческое тело не порождает смысла. Смысл вносится в человека – культурой, средой, окружающими людьми, участием в целенаправленной, осмысленной активности.

Смысл не есть «процесс» мышления, переживания или какой-либо деятельности человека. Он есть содержание, результат человеческой деятельности, Он – нерукотворен в прямом и переносном смысле этого слова. Смысл есть награда человеку за то, что он проживает свою жизнь персонально и отвечает за неё персонально.

Следовательно, такой персонализм надо называть «онтологическим». Личностное существование – основная форма жизни человека, личностная. Человек существует (нормально) только как личность! Эту очевидность доказывать нет нужды. Это – постулат.
___________

8 Двенадцать знаменитых синтезов антиномий в «Диалектике мифа» А. Ф. Лосева (с. 204 – 216)представляют философскую основу, интеллектуальную почву для построения постулатов и универсальных принципов дианализа, на которой, в свою очередь, и произрастают «терапевтические идеи».:

I. Личность – синтез «субъекта» и «объекта».
II. Субстанция – синтез «идеи» и «материи».
III. Творчество – синтез «сознания» и «бытия».
IV. Символ – синтез «сущности» и «явления».
V. Жизнь – синтез «души» и «тела».
VI. Религия (церковь) – синтез «индивидуализма» и «социализма».
VII. Чувство -  синтез «свободы « и «необходимости».
VIII. Актуальная бесконечность – синтез «бесконечного» и «конечного».
IX. Фигурность абсолютного – синтез «абсолютного» и «относительного».
X. Фигурность вечности – синтез «вечного» и «временного».
XI. Организм – синтез «целого» и «части».
XII. Сущее – синтез «одного» и «многого».

Институт Дианализа