Глава 5. Дианализ как теория
помощи
Персонализм
Философски личность определяется
как «синтез субъекта и объекта». Это первый из 12 синтезов А. Ф. Лосева в
«Диалектике мифа»8. Психологически личность можно определить как «смысловое
всеединство человека» (В. Ю. Завьялов, 2004, [4]).
Теологически личность человека
есть «образ и подобие Бога». Антропологически – уподобление абсолютному
образцу. В христианской культуре образцом личности человека есть Иисус Христос,
а главное свойство личностной жизни человека – свобода, свобода выбора, свобода
совести (интерпретативной деятельности).
Как считают философы-богословы
(Владимир Лосский, например), даже первородный грех не устраняет и не нарушает
этой свободы. Свобода выбора – это «божественный свет и радостная надежда на
будущую жизнь». Конечно, по этой идее утверждения личности и вечности
«прошлись» многие мыслители – добросовестные и лживые, многие идеологи,
политики, учителя и врачеватели.
Пресловутый диагноз религиозности
Фрейда, что «религия есть невроз навязчивых состояний» явно необоснованный.
Диагноз «невроз» можно поставить конкретной личности, с её конкретной
психологией и переживаниями. Общественному институту человеческий диагноз
поставить нельзя.
Включаться в теологический спор и
вынести зрелое суждение по вопросу о происхождении абсолютных духовных
ценностей – пожалуйста, включайтесь, спорьте с богословами и диалектиками,
религиозными философами и культурологами. Но где в своих работах Фрейд
рассуждал об Образе Абсолютной Личности Христа?
Таких рассуждений нет, и не могло
быть. «Личностью» в том духовном понимании, которое изложено выше, Фрейд не
занимался. Механизмами созревания сексуальной функции – да. Механизмами
защитного, невротического поведения – да, а личностью как феноменом
человеческой свободы – нет.
Все эти рассуждения, кои можно
длить не одну сотню страниц, я привожу только для того, чтобы не отбрасывать,
как «пережитки прошлого», многовековые размышления наших предков о том, чем
была и есть личность Христа, что есть личность человека, уподобившегося Образу
Бога.
Этим рассуждениям 2000 лет.
Результаты этих искания появились не только как последствие споров, дискуссий и
штудирования книг. Они возникли как личный мистический опыт богообщения, как
опыт духовного подвига, великого послушания, самопожертвования. Смешно
сравнивать этот опыт с теми «откровениями», которые получаются во время
психотерапии, особенно при групповой терапии, когда группа «работает» по
заранее заданным концептуальным схемам.
Итак, первый постулат разумной
жизни личности есть утверждение очевидной истины – каждый человек прежде всего
личность, обладающая именем, собственной историей, судьбой, имеющая свободу
выбора. Эта личность едина и неделима. Делимо тело, но не личность.
К личности не подходит диалектика
целого и части. Понятие «личность» относится к сверхлогическому (или
надлогическому) уровню. О личности можно и не рассуждать так сложно. Никакой
психологической подготовки не нужно, чтобы до сих пор понимать, что такое
«личность Пушкина».
Его физически нет на земле 180
лет, а его личность существует, к ней «не зарастет народная тропа». Это
понимает любой школьник. Личность Пушкина и есть «смысловое всеединство» этого
замечательного человека. Он при жизни был разным. У него было много
противоречивых поступков, идей, переживаний, открытий и ошибок.
Эти бесконечные «разности» не
поделили личность Пушкина на «субличности», на «бессознательное», на
«эгосостояния» и прочее. Первый постулат запрещает делить личность человека на
части, области, порции, стороны, а также запрещает делать подмены понятий,
например вместо термина «индивидуум» использовать термин «личность».
Что означает «по образу и
подобию»? Рассуждая в русле так называемого «светского гуманизма», т. е. ближе
к психологически бытовому уровню, «образ и подобие» есть следование абсолютному
эталону.
Поскольку сам Бог не представим
(а сообщим только) и не определим, то образцом и высшим эталоном для людей
является образ Иисуса Христа, независимо от того, верят ли они в Бога или нет.
История показала, что рьяные борцы с религией – большевики, в действительности
использовали христианские догматы в построении учения о «научном коммунизме» и
создании идеалов человеческой личности.
«По образу и подобию» означает и
то, что смысл жизни не «продуцируется» нервными клетками головного мозга,
человеческое тело не порождает смысла. Смысл вносится в человека – культурой,
средой, окружающими людьми, участием в целенаправленной, осмысленной
активности.
Смысл не есть «процесс» мышления,
переживания или какой-либо деятельности человека. Он есть содержание, результат
человеческой деятельности, Он – нерукотворен в прямом и переносном смысле этого
слова. Смысл есть награда человеку за то, что он проживает свою жизнь
персонально и отвечает за неё персонально.
Следовательно, такой персонализм
надо называть «онтологическим». Личностное существование – основная форма жизни
человека, личностная. Человек существует (нормально) только как личность! Эту
очевидность доказывать нет нужды. Это – постулат.
___________
8 Двенадцать знаменитых
синтезов антиномий в «Диалектике мифа» А. Ф. Лосева (с. 204 – 216)представляют
философскую основу, интеллектуальную почву для построения постулатов и
универсальных принципов дианализа, на которой, в свою очередь, и произрастают
«терапевтические идеи».:
I. Личность – синтез
«субъекта» и «объекта».
II. Субстанция – синтез «идеи» и
«материи».
III. Творчество – синтез
«сознания» и «бытия».
IV. Символ – синтез «сущности» и
«явления».
V. Жизнь – синтез «души» и
«тела».
VI. Религия (церковь) – синтез
«индивидуализма» и «социализма».
VII. Чувство - синтез
«свободы « и «необходимости».
VIII. Актуальная бесконечность –
синтез «бесконечного» и «конечного».
IX. Фигурность абсолютного –
синтез «абсолютного» и «относительного».
X. Фигурность вечности – синтез
«вечного» и «временного».
XI. Организм – синтез «целого» и
«части».
XII. Сущее – синтез «одного» и
«многого».
Институт Дианализа