Глава 7. Дианализ как обучение
помощи
Клиентский опыт
Хорошо понять теорию изменений в
процессе получения помощи от другого человека можно, разыгрывая человеческие
проблемы на самом себе.
Совсем не обязательно учиться
только на своих эмоциональных проблемах и случаях из собственной жизни.
Индивидуального материала не хватит, чтобы составить более или менее
реалистическое и полное представление о жизни людей.
Для этого собственно и существует
художественная литература, чтобы давать нам, пусть и переработанную писателем,
«правду жизни» - сюжеты из людских судеб. Чтение литературы напоминает
супервизию: читающий вживается в образы людей, вникает в смысл поступков
персонажа, и тем самым постигает на самом себе мотивы, движущие поведением
человека.
Открытые недавно дневники Фрейда
доказывают высказанную уже давно догадку некоторых исследователей о том, что
гениальный психотерапевт многие «случаи», описанные в его книгах, просто
выдумал, т. е. моделировал на себе воображаемый клиентский опыт.
К этому факту можно относиться и
как к факту научной недобросовестности и мистификации, но можно и по-другому:
такое творческое воображение и есть основная интеллектуальная работа
психотерапевта – уметь принять в себя судьбу другого человека, прожить её на
своих умственных «сценах» непосредственно и в то же время отстранённо, проявив
эмпатию, воплотить в собственную телесность все терапевтические идеи, а также
«заразиться» психической патологией в такой мере, чтобы это «заражение» привело
к формированию «духовного иммунитета», сопротивляемости любой патологии в
умственной сфере.
Клиентский опыт, следовательно,
это опыт переживания некоторых обстоятельств жизни в роли «клиента», когда
напротив сидит помощник, исполняющий роль «терапевта», «консультанта» или
«тренера».
Самое главное в этом опыте – ход
внесения изменений в стройный ряд жалоб на себя и свою жизнь, процесс реальных
изменений в организации поведения и порождения новых («ресурсных») психических
состояний.
Институт Дианализ