08.12.2015

Клиентский опыт


Глава 7. Дианализ как обучение помощи

Клиентский опыт

Хорошо понять теорию изменений в процессе получения помощи от другого человека можно, разыгрывая человеческие проблемы на самом себе.

Совсем не обязательно учиться только на своих эмоциональных проблемах и случаях из собственной жизни. Индивидуального материала не хватит, чтобы составить более или менее реалистическое и полное представление о жизни людей.

Для этого собственно и существует художественная литература, чтобы давать нам, пусть и переработанную писателем, «правду жизни» - сюжеты из людских судеб. Чтение литературы напоминает супервизию: читающий вживается в образы людей, вникает в смысл поступков персонажа, и тем самым постигает на самом себе мотивы, движущие поведением человека.

Открытые недавно дневники Фрейда доказывают высказанную уже давно догадку некоторых исследователей о том, что гениальный психотерапевт многие «случаи», описанные в его книгах, просто выдумал, т. е. моделировал на себе воображаемый клиентский опыт.

К этому факту можно относиться и как к факту научной недобросовестности и мистификации, но можно и по-другому: такое творческое воображение и есть основная интеллектуальная работа психотерапевта – уметь принять в себя судьбу другого человека, прожить её на своих умственных «сценах» непосредственно и в то же время отстранённо, проявив эмпатию, воплотить в собственную телесность все терапевтические идеи, а также «заразиться» психической патологией в такой мере, чтобы это «заражение» привело к формированию «духовного иммунитета», сопротивляемости любой патологии в умственной сфере.
            
Клиентский опыт, следовательно, это опыт переживания некоторых обстоятельств жизни в роли «клиента», когда напротив сидит помощник, исполняющий роль «терапевта», «консультанта» или «тренера».

Самое главное в этом опыте – ход внесения изменений в стройный ряд жалоб на себя и свою жизнь, процесс реальных изменений в организации поведения и порождения новых («ресурсных») психических состояний.

Институт Дианализ