Глава 7. Дианализ как обучение
помощи
«Живая супервизия»
Наиболее эффективный способ
обучаться чему-либо – повторение правильных движений в присутствии мастера. Всё
равно всё будет неправильно, но эта неправильность будет указывать на
правильные действия в ближайшем будущем.
Так обучают техникам восточных
единоборств, балету, спорту, ремёслам. Мастер исправляет ученика. Чем больше
исправляет, т. е. чем больше находит ошибок и показывает путь исправления, тем
лучше учит.
И, наоборот, если не смотрит на
действия ученика, не обращает внимания, если не исправляет ошибок («и так
сойдет»), если критикует «вообще», а не выискивает ошибочные действия, то такое
обучение не обучает мастерству, но обучает разным формам психологической
защиты: оправданию неудач, невротическим способом искажения восприятия
действительности и другим «прикрытиям некомпетентности».
Джей Хейли в упомянутой книге
жестко критикует психодинамические методы психотерапии и обучения им, когда
из-за нормы конфиденциальности никто не знает, что делается за закрытыми
дверями психотерапевтического кабинета, что там на самом деле происходит.
Хейли делает убийственный вывод:
психодинамическая теория помощи защищает неумелого, т. е. не умеющего вызывать
необходимые изменения в поведении клиента, сепервизора от разоблачения.
Сам Фрейд, пишет Хейли, «сумел
использовать единственную возможность идеально защитить некомпетентного
учителя» тем, предложил «щекотать нервы» такими темами (сексуальная связь с
матерью, желания убивать и прочее), на которые нормальные люди не говорят, тем
самым уходя от вопроса реального изменения поведения клиента [5, с. 211].
Институт Дианализа