Глава 6. Дианализ как практика
помощи
Клиент – эксперт
Никакие стоны и жалобы клиента не
могут затемнить тот неоспоримый факт, что он лучше всех осведомлён в том, что
происходило, происходит и будет происходить в его жизни.
Смешно даже пытаться угадать
содержание этих событий. В лучшем случае клиент притворно согласится с нашими
предложениями, похвалив проницательность и способность психолога «видеть»
прошлое и будущее. Можно, конечно, дать ему такие рычаги управления – пусть
хвалит своего помощника или, наоборот, критикует за «догадки невпопад».
В принципе, это может быть частью
большого плана по активизации клиента, его способности самому давать оценки
тому, как мыслят другие люди, включая психологов и психотерапевтов. Однако это
не правило, а, скорее, исключение.
В дианализе роли позиционируются
следующим образом: дианалитик занимает позицию мета-аналитика и методолога, а
также заинтересованного собеседника, способного вовремя поддержать личность
клиента; клиент занимает место эксперта, носителя истинного знания о фактах
собственной жизни.
Конечно, этот «эксперт» может
ошибаться в оценках, и он совсем не мастак в интерпретациях и логическом
увязывании разных событий, не видит сюжетных ходов в своей судьбе и судьбах
связанных с ним людей, либо, наоборот, лихо увязывает между собой совершенно
разные, не связанные между собой события, и создаёт дикую мешанину из фактов,
предложений, опасений и ложных оценок. Это и «загружает» его!
Материал может быть оформлен
самым негодным (патологическим) образом, но всё равно это – истинный, не
придуманный за клиента, материал. Это смесь «пустой породы», «руды», всякого
мусора и ненужного сейчас и здесь другого материала. Таков этот эксперт,
другого эксперта нет!
Институт Дианализа