08.12.2015

Экология вместо «экологической проверки»


Глава 6. Дианализ как практика помощи

Экология вместо «экологической проверки»

Помощь расстроенному и плохо анализирующему эксперту нужна именно такая, какая позволит «развязать узелки» в хитросплетениях переживаний человека. Так говорил Будда о своей работе с учениками: «развязывание узелков».

Другая мощная метафора методолого-психологической работы консультанта и психотерапевта: распутывание запутанных нитей жизни в переживаниях и рассказе клиента. Экологичность работы с клиентом в дианализе достигается следующим образом.
            
Во-первых, к указанному «материалу» (рассказ о жизненных обстоятельствах и собственных переживаниях) ничего другого не прибавляется, т. е. никакая «догадка» и интерпретация не должна увеличивать сложность жизненной ситуации.

Например, обычные врачебные подозрения, что у человека имеется «рак» или «скрытая шизофрения», прочие сомнения, высказанные вслух, являются антиподом психологической помощи и психотерапии и часто сами становятся причиной неврозов – ятрогенных заболеваний.
            
Во-вторых, методология дианализа позволяет в малом (симптоме) видеть отражение всей личности человека, относить выражение и проявление личности к нему самому, а не к внешней болезни – другому объекту. До сих пор эта привычка «отрывать» симптомы болезни от личности существует в медицине, несмотря на многолетние призывы ко всем врачам – лечить не болезнь, а больного.
            
В-третьих, и это самое главное, работать в зоне оговорённой компетенции, ограничить свое влияние на жизнь другого человека до минимума. Пусть внешне сеанс помощи походит на обычную беседу, даже «непринуждённый разговор за жизнь». Внутри этих обычных рассказов отыскивается смысловой стержень жизни того, кто обратился за помощью, и этот стержень «выпрямляют», а не «имплантируют» правильные психологические идеи.
            
В-четвертых, в дианализе прямо утверждается, что консультант и психотерапевт не воздействуют впрямую на психические процессы, да и цели такой нет. Психические процессы, их протекание и психофизиологические свойства человека находятся вне зоны компетенции психотерапевта или психолога.

Это справедливо в том случае, если мы оставляем определение психотерапии как «лечение словом». Слово воздействует только на смысл, на другое слово, т. е. на содержание психических процессов. Содержание психических процессов, как следует из единой теории психических процессов Л. М. Веккера, отражает не сами психические процессы и их свойства, а внешние объекты, обстоятельства и отношение к ним.

Думать о том, что слово влияет на протекание психических процессов, приравнивая слово к химическому средству, влияющему на психику (психоактивное воздействие), это – иллюзия контроля, которая может захватить обоих участников процесса дачи-взятия помощи. Тогда они сыграют в разные игры: «повелитель-слуга», «гипнотизёр-жертва», «умный-дурак», «кукловод-кукла».

Великий Фрейд в своё время отказался от этих игр в гипнотизера и делегировал клиенту права и обязанности «вытаскивать» материал для анализа из своего прошлого. При всей критике психоанализа отнесёмся к этому «прометеевскому» повороту Фрейда с огромным почтением!
            
В-пятых, настоящий, реальный контроль распространяется только на самого консультанта-психотерапевта (самоконтроль) и на внешние обстоятельства ведения сессий (тайминг и сеттинг). Обрабатывая содержание психической деятельности клиента, консультант может весьма тонко и разнообразно реагировать или не реагировать на возникающий смысл рассказанного и показанного клиентом.
            
На мой взгляд, это и есть «экологичность» в психотерапии и консультировании, в отличие от так называемой «экологической проверки» в НЛП, которая завершает рефрейминг. В исполнении многих «нелперов», особенно, начинающих, этот технический приём напоминает жульничество: никто не возражает – решение принято9. Так проводят голосование в политической и экономической борьбе за голоса.
_______
9Напомню о последнем этапе шестишагового рефрейминга: к разным частям бессознательного обращаются с вопросом о том, «не возражает ли эта часть личности» против нового поведения. Если «возражает», то план нового варианта достижения цели («положительного намерения») меняется на другой. Если «галёрка» молчит, если нет  возражений от «субличностей», план принимается к исполнению.

Институт Дианализа