Глава 5. Дианализ как теория
помощи
Философский реализм
Третий постулат дианализа также
прост, как и фундаментален: Человеческая реальность социальна. Нет реальности
без человека, без её «человеческого» осмысления и именования. Любой реальный
объект имеет имя, т. е. своего представителя (духовного) в сознании человека.
Если «реальность существует
независимо от человека и человеческого познания», т. е. совсем без людей, то,
спрашивается, кому нужна такая реальность? О чём говорить? Не о чём. Вас и меня
нет в этой «реальности», следовательно, и говорить о том, что «она существует»,
некому!
Таков третий постулат в кратком
изложении. Из него вытекают тут же важнейшие мировоззренческие последствия.
Например, во многих системах помощи, скажем, в НЛП, постулируется, что весь
опыт человека «субъективен», и ничего объективного нет. Тогда о чём говорить с
другой личностью? И зачем говорить?
Говори сам с собой, поскольку
«весь опыт субъективен». Что же тогда есть «мышление», если нет ничего
объективного? Тогда мышление – это перекладывание в голове пустых обозначений
утраченных в реальность объективов. Так мыслит шизофреник. Ему объективный мир
не нужен!
Третий постулат утверждает, что
мир состоит из реальных объектов, с которыми личность устанавливает смысловые
(осмысленные в той или иной степени) отношения. Мир объективен и дан нам в
субъективном выражении через символ. Когда мы мыслим, то имеем в виду не просто
слова – фонемы, морфемы и т. д., а реально существующие объекты.
Но мы оперируем не реальными
объектами и не их «психическими аналогами» - образами и представлениями, хотя и
этим тоже, а незримыми отношениями между ними – «скрепами бытия». Реальность
двойственна (факт и его интерпретация, вещь и её имя), но не множественна.
Реальность одна, хотя точек зрения на эту реальность существует бесконечное
множество.
Термин «мир» чаще всего применим
к обозримой реальности, к которой применимы те или иные осмысленные действия
конкретной личности. Если, например, общаются два хирурга профессионала, то их
«мир» - это раны, оперативные доступны к внутренним органам, кровь,
операционные столы, жалобы, стоны, сонные медсёстры, продавленные диваны в
ординаторской и т. п. Они «разделяют» этот мир друг с другом. Но это – какая-то
ничтожно частица реальности.
Постулат «философского реализма»
описывает обычные житейские очевидности: реально то, с чем мы можем общаться,
контактировать, иметь дело. Вот современная картинка из обычной городской
жизни. Идёт девушка и громко разговаривает с «несуществующим» собеседником.
Десять лет назад её бы приняли
сумасшедшую. Даже 5 лет назад разговор по сотовому телефону с наушниками был в
диковинку и «разговаривающая сама с собой» девушка производила бы впечатление
ненормальной. В самом деле, с кем она разговаривает? Существует ли невидимый
собеседник? Ладно, мы то уж знаем, что есть беспроводная связь на расстоянии, и
эта девушка говорит со своим парнем, которого рядом с ней нет, но он реально
существует, поэтому с ним можно общаться, вступать в контакт.
Другое дело, мы не видим
инструмента общения, он спрятан в её волосах и многочисленных тесёмочках,
которыми украшена её одежда. Впечатление о том, что она беседует сама с собой,
ошибочно. Хотя, кто знает. Всякое бывает. Но тут ясно, что собеседник есть, он
существует. Он, как бы ни существующий для нас, реально существует для неё. Он
– её «заговорившая реальность».
Институт Дианализа