04.12.2015

Философский реализм


Глава 5. Дианализ как теория помощи

Философский реализм

Третий постулат дианализа также прост, как и фундаментален: Человеческая реальность социальна. Нет реальности без человека, без её «человеческого» осмысления и именования. Любой реальный объект имеет имя, т. е. своего представителя (духовного) в сознании человека.

Если «реальность существует независимо от человека и человеческого познания», т. е. совсем без людей, то, спрашивается, кому нужна такая реальность? О чём говорить? Не о чём. Вас и меня нет в этой «реальности», следовательно, и говорить о том, что «она существует», некому!
            
Таков третий постулат в кратком изложении. Из него вытекают тут же важнейшие мировоззренческие последствия. Например, во многих системах помощи, скажем, в НЛП, постулируется, что весь опыт человека «субъективен», и ничего объективного нет. Тогда о чём говорить с другой личностью? И зачем говорить?

Говори сам с собой, поскольку «весь опыт субъективен». Что же тогда есть «мышление», если нет ничего объективного? Тогда мышление – это перекладывание в голове пустых обозначений утраченных в реальность объективов. Так мыслит шизофреник. Ему объективный мир не нужен!
            
Третий постулат утверждает, что мир состоит из реальных объектов, с которыми личность устанавливает смысловые (осмысленные в той или иной степени) отношения. Мир объективен и дан нам в субъективном выражении через символ. Когда мы мыслим, то имеем в виду не просто слова – фонемы, морфемы и т. д., а реально существующие объекты.

Но мы оперируем не реальными объектами и не их «психическими аналогами» - образами и представлениями, хотя и этим тоже, а незримыми отношениями между ними – «скрепами бытия». Реальность двойственна (факт и его интерпретация, вещь и её имя), но не множественна. Реальность одна, хотя точек зрения на эту реальность существует бесконечное множество.

Термин «мир» чаще всего применим к обозримой реальности, к которой применимы те или иные осмысленные действия конкретной личности. Если, например, общаются два хирурга профессионала, то их «мир» - это раны, оперативные доступны к внутренним органам, кровь, операционные столы, жалобы, стоны, сонные медсёстры, продавленные диваны в ординаторской и т. п. Они «разделяют» этот мир друг с другом. Но это – какая-то ничтожно частица реальности.
            
Постулат «философского реализма» описывает обычные житейские очевидности: реально то, с чем мы можем общаться, контактировать, иметь дело. Вот современная картинка из обычной городской жизни. Идёт девушка и громко разговаривает с «несуществующим» собеседником.

Десять лет назад её бы приняли сумасшедшую. Даже 5 лет назад разговор по сотовому телефону с наушниками был в диковинку и «разговаривающая сама с собой» девушка производила бы впечатление ненормальной. В самом деле, с кем она разговаривает? Существует ли невидимый собеседник? Ладно, мы то уж знаем, что есть беспроводная связь на расстоянии, и эта девушка говорит со своим парнем, которого рядом с ней нет, но он реально существует, поэтому с ним можно общаться, вступать в контакт.

Другое дело, мы не видим инструмента общения, он спрятан в её волосах и многочисленных тесёмочках, которыми украшена её одежда. Впечатление о том, что она беседует сама с собой, ошибочно. Хотя, кто знает. Всякое бывает. Но тут ясно, что собеседник есть, он существует. Он, как бы ни существующий для нас, реально существует для неё. Он – её «заговорившая реальность».

Институт Дианализа