Глава 10 Опыт защиты научных основ психиатрии
Диагноз как логическая конструкция
Я перечислил далеко не все «национальные особенности»
экспертизы и диагностические вольности экспертов в судопроизводстве.
Большинство из оставшихся за пределами этого перечисления особенностей можно
отнести к методологическим и логическим ошибкам. Совершенно очевидно, что
психиатрический (патопсихологический, психопатологический) диагноз есть
логическая конструкция, обобщение, следовательно, данная в категориях и
специальных терминах.
«Видеть» диагноз, т. е. болезнь, нельзя, как нельзя видеть,
например, понятие «мебель». Мы видим конкретные вещи – стул, стол, тумбу, шкаф.
Данная совокупность обозначается термином «мебель». Среди указанных предметов
«мебели» нет. Как нет и других предметов, находящихся в других местах, но также
относящихся к «мебели». Мебель – это всё, что уже произведено когда-то, что
есть во всём мире, и что ещё успеют произвести люди для оснащения своих домов.
Вот это и есть «совокупность», обобщённая термином «мебель».
Суждение, в котором некоторые предметы причисляются к
«мебели» есть логическая конструкция (силлогизм). Предметы, имеющие признаки
мебели, объединяются в одну группу, а предметы, которые к мебели не относятся –
от комнатных растений до домашних существ, включая сильно опьяневших
родственников – исключаются. Вся процедура напоминает операцию классификации.
Нужно найти класс явлений и правильно его обозначить, разобравшись, что в
классе есть подклассы, и что «член подкласса не может быть членом класса» по
правилу Б. Рассела.
Если психиатр-эксперт «темнит» и скрывает свой метод
классификации и предварительной квалификации (определение свойств и атрибутов)
изучаемых явлений, которые очень часто даны в форме текстов, то он ведёт себя
так, словно он «ясновидящий» или «пророк», который видит невидимое и слышит
неслышимое. Видеть можно только видимое – явление. Сущность постигается умом с
помощью операций мышления (в одиночку) либо с помощью дискуссии, свободного
обмена мнениями с обязательным испытанием этих мнений на предмет логической
зрелости. Во времена Сократа такие умные беседы и назывались диалектикой.
Итак, первая антиномия, т. е. несводимые противоположности,
есть «явление и сущность». Болезненные признаки, явления, знаки, как-то
являются, проявляются. Если никак не проявляются, то и говорить не о чем. Если
они замечены в своем проявлении, если они «дают себя опознать», то тогда есть о
чём говорить – о сущности этих знаков, т. е. о том, на что они могут указывать.
То, на что они указывают, никогда не является само по себе, «прямо перед
глазами». До этого надо доходить умом!
В прежние времена учили марксистско-ленинской диалектике,
которая «гнездилась» во всех советских учебниках психиатрии. Часто цитировался
«отрывок» из Гегеля: «Сущность является, явление существенно». Без
соответствующего контекста «Феноменологии духа» и «Логики» эту фразу правильно
понять нельзя. Ведь сущность «явиться» не может, она только постигается умом, в
процессе мышления, в процессе познания. Если понимать эту фразу буквально, как
это делают олигофрены, когда их просят объяснить поговорки и пословицы, то
«сущность» болезни является перед очами «провидца». На самом деле явление
всегда является явлением и ничем иным.
Вот русская поговорка: «Не плюй в колодец – пригодится воды
напиться». В чём сущность этой мудрости? Конечно, речь идёт об источнике,
который не следует загрязнять. Этот «источник», как сущность, никак не является
нам перед очами. Но есть масса явлений, которые указывают нам и на источник и
на его чистоту, и на его возможное загрязнение.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...