Глава 11.
Символ-проявитель проблемы
Различение вопросов «что?» и «о чём?»
Вопрос «Что?» относится к вопросу
существования. Существует ли на самом деле тот рыбак, о котором только что шла
речь? Существуют ли удочка, речка, песочек, червячок, язь, голодная семья?
Существуют ли любовь и счастье? Это – вопросы онтологии.
А к чему относятся, например,
символ, мысль, личность рыбака? Есть у рыбака личность или нет? Кто-то ждёт его
дома? Кто-то любит его? Кто-то помнит о нём, будет тосковать о нём, если вдруг
он утонет?
Символ, один из трёх персонажей
сказки, является универсальным средством нахождения ответов на вопрос «О чём?».
О чём говорит замерший поплавок? О том, что рыбы нет, либо она сыта и не хочет
приманки на крючке. Можно на этот вопрос ответить и так: «Сегодня атмосферное
давление низкое, у рыбы плавательный пузырь раздулся, плавать рыбе трудно, есть
ничего она не хочет, клёва и нет».
О чём говорили с рыбаком Мысль и
Сущность? О том, чего нет перед глазами, о том, что не существует здесь и
сейчас, о том, чего вообще нет во внешней, видимой реальности, но есть в мысли.
Рыбы вообще не бывает. Есть язь,
щука, чебак, плотва. Понятие «рыба» существует, но предмета «рыба» вообще –
нет. Любви и счастья тоже нет «вообще». Есть любящий человек, есть любимый
человек, а «любви вообще» - нет, как нет и «счастья вообще». Поэтому правильно
пишут «зеки» на своих телах: «Нет счастья». Правильно говорят тоскующие девицы:
«Любви нет!» О чём это они? Да ни о чём! А если ни о чём, то про это «ни о чём»
нельзя сказать, правильно это или неправильно.
Ответ на вопрос «О чём?» всегда
будет правильный и не правильный одновременно. Счастье и есть, и его нет, оно
бывает и не бывает, оно будет и не будет.
Мудрецы говорили, что более или
менее достоверно о счастливой жизни можно судить только в самом конце жизни. До
последнего вздоха несчастье может смениться счастьем. Например, человек всю
жизнь провёл в ожидании какой-либо вести, допустим «благой». Вся жизнь прошла в
напрасном ожидании – весть так и не пришла.
Вот человек уже на смертном одре,
вот-вот погаснет сознание и вдруг приходит благая весть, которую он так ждал.
Счастье!! Вот оно! Один миг! Глубокий, удовлетворенный выдох: «Теперь я
счастлив». Человек умирает счастливым. Преждевременные оценки каких-либо
событий как «счастливые» чреваты глубочайшими разочарованиями.
Лао-Цзы высказывался: «Трудно
поймать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет». Это о
ситуации спутывания двух вопросов «Что?» и «О чём?». Если говорить о чёрной
кошке, то мы уже о ней сказали, она уже появилась в нашем сознании и нашем размышлении.
Мы можем приписать нашей «виртуальной» кошке какие-либо свойства, к примеру,
растворяться в темноте, становиться самой темнотой или чернотой. Кошки в этом
смысле – символ кромешной тьмы, символ ночи, неизвестности.
Один объект может говорить о
другом объекте. Это и есть самое общее определение символа. Философски, символ
– «инобытие смысла». Другой предмет для «этого» и есть искомый смысл. Вот
засушенный цветок, спрятавшийся между страницами толстой книги. Сам по себе он
– труха трухой. Но на нём почиет смысл тайных любовных свиданий, томных
взглядов и сладких поцелуев. Эта вот труха указывает на другие объекты. Это и
есть «инобытие смысла» прошедшей любви, воспоминания о которой тоже прячутся
между страницами биографической книги, книги-судьбы.
Воспоминания эти по сути такая же
«труха», как и сухой стебелёк, но они указывают на чудные мгновения. Подумаешь,
вспомнилось какое-то незначительное событие: подал барышне пальто, а она не
сразу попала рукой в рукав, пришлось слегка прижаться к ней, это было в тёмном
коридоре, на полу было много окурков и шелухи от семечек и так далее. Надо же,
какие подробности, но куда деть «чудные мгновения», они же помнятся. В груди
всё млеет и поёт: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» Явление и
сущность.
Получается, что в символе как-то
сходятся несводимые друг к другу категории – Познающий и Познаваемое.
Познаваемый предмет не может «знать» того, что может узнать у него познающий, а
познающий не может познавать без ничего не знающего объекта. Парадокс!
Но в действительности засушенный
цветок ничего не знает о «чудных мгновениях». В нём нет ни запаха женщины, ни
энергии влюбленного юноши. Однако он позволяет узнать обо всём этом. Восприятие
засушенного цветка заставляют ум создавать или воссоздавать картины счастья и
говорить об этом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html