15.01.2016

Свойства-понятия

Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»

Глава 12
Личность – носитель проблемы

Свойства-понятия

Искусственность. По сравнению с животными, а человек – это высокоорганизованное животное, движения человека есть движения мыслящего тела. Человек «думает» мыщцами. Доказано, что человек тратит на мышечные сокращения гораздо больше энергии, чем любое иное живое существо. Это -  плата за мышление. Человек мышечно уподобляется объекту внешнего или внутреннего мира. Человек хранит образ движения, образ некоей внешней ситуации в мышеных фонах. 

По этой причине так называемая «телесно-ориентированная терапия» способна, снимая «мышечные зажимы» (повторяющиеся защитные действия, фиксированные в мышцах), исцелять людей от эмоциональных проблем. То, что речь связана с мышлением, и мышление невозможно без речи, давно известно. 

Но речь без движения речевого аппарата невозможна. «Беззвучная речь», сопровождающая мышление, невозможна без микродвижений в речевом аппарате, да и без так называемых «выразительных движений» (жесты, мимика, позы, интонации). Используя всю тысячу мышц, согласуя их движения (синергетика), «используя память тела», человек мыслит, проявляет свою главную функцию – быть разумным существом. Научиться умно двигаться и мыслить «у природы» невозможно. Всё это вносится в человека культурой через обряд, слово и символические действия. Человек в этом смысле противостоит природе, «вышел из неё», но он не должен потерять с ней связь!
           
Комбинаторность. «Под комбинаторностью понимается процесс создания целостностей из альтернативных (то есть набираемых из множеств альтернатив) совместимых элементов» (Беляев И. П., Капустян В. М., 1997, с. 48, [16]). Человек, создавая для собственной жизни искусственную среду обитания, лишь разъединяет материал природы. Язык лучше всего передаёт свойство комбинаторности: из ограниченного числа фонем (и букв алфавита) сгладываются синтагмы «отдельные  словесные сущности), комбинация которых совершенно безгранична. По этой комбинаторной природе языка создано и всё остальное, включая и так называемый «внутренний мир человека». Человек есть индивидуальная (и уникальная, неповторимая) комбинация навыков, способностей, зафиксированного опыта, результатов выборов. Любое действие человека состоит из более простых действий-шаблонов. Для человека весь мир – это поток элементов, из которых он умудряется комбинировать «жизненные события» и «состояния», память о которых составляют основу «переживаний».
            
Уподобляемость. Аналогика. В психике нет никаких «вещей» и «предметов», но есть их смысловые аналоги – имена и образы. В познавательной деятельности человек, как Познающее, уподобляется Познаваемому, как бы становится им. Только благодаря этой способности возможно познание и понимание мира и других людей. Основа этого свойства – подражание. Подражая другим людям, человек учится быть человеком. При этом он не теряет самоидентификации (в норме), хотя и «становится другим», уподобляясь иному себе. Открытый Анохиным механизм целесообразного поведения – «акцептор действия» - приоткрывает завесу тайны «видения будущего». 

Чтобы составить мысленный образ достигнутого результата, необходимо создать его внутренний аналог – «модель потребного будущего». У человека такие модели могут быть очень сложными, даже принципиально недостижимыми, как, например, «воссоединение с Богом». Тем не менее, эти образцы будущего существенным образом влияют на актуальное поведение и состояние человека даже тогда, когда человек совершенно отчётливо понимает недостижимость этих целей-образцов. С диалектической точки зрения аналогика есть воплощение « алогического становления» (третий момент диалектической пентады). Это – проявление стремления – уподобление желательному предмету или состоянию, которого сейчас, в донный момент ещё нет.
            
Иллюзионизм. Древние мудрецы говорили, что всё, что видит человек, есть обман, иллюзия, майя. Действительно, уже на уровне перцепции человек «фильтрует» данные, комбинирует их в соответствие с познавательными схемами и установками, отражающими опыт и наличные потребности, т. е. познаёт-отражает мир активно, внося коррективы в видимую реальность. На уровне представлений, мышления и воображения данная творческая активность ещё больше искажает реальность. Человек видит не то, что есть, а то, что ему хочется преобразовать, перестроить, переделать, из чего можно что-то изъять, извлечь, добавить и прочее. Буддисты считают, что высшая реальность – пустота (шуньята), всё остальное – поток элементов, дхарм, которые сами настолько мимолётны, что их существование было зафиксирована только самим Буддой. Его последователи о существовании дхарм узнают только по пересказам и текстам.
            
Человек - результат конструктивного обмана и культурных иллюзий. Например, кино, телевидение, текстовый язык, другие символические синтагматические исчисления, в образцах которых ничего нет, ничего не содержится кроме того, что способно возбудить мышление. Без этих «инструментов конструктивного самообмана» (Беляев И. П., Капустян В. М., 1997, с. 58, [16]) невозможно представить себе развитие современного человека. 

В 20-года прошлого столетия известный нейропсихолог Лурия доказал экспериментально, что образование повышает способность иллюзорного восприятия действительности у абсолютно здоровых людей. Известно также, что такое распространённое заболевание, как депрессия, в значительной степени затрудняет иллюзионизм повседневной жизни: депрессивный человек видит всё, как есть, без каких-либо «добавок» в форме фантазий, ожиданий, надежд и творческого предвидения. 

Такой реализм переживается как утрата жизненности. К великим иллюзиям можно отнести и символы, в которых на самом деле нет никакого смысла – он вносится осмыслением этого символа. Скажем, кусок красной ткани, символизирующий знамя полка, не несёт на себе этого смысла, но вносится бойцами этого полка. За этот символ они готовы отдать собственную жизнь, а кто «реалистично» оценит знамя как «красную тряпку», будет в лучшем случае осмеян, а в худшем – расстрелян на месте боя как «паникёр», «предатель», «военный преступник». И это правильно! На Символе всё и держится: культура, цивилизация, нация, государство, семья, община, команда, честь, достоинство.

вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html