Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»
Глава 12
Личность – носитель проблемы
Свойства-понятия
Искусственность. По
сравнению с животными, а человек – это высокоорганизованное животное, движения
человека есть движения мыслящего тела. Человек «думает» мыщцами. Доказано, что
человек тратит на мышечные сокращения гораздо больше энергии, чем любое иное
живое существо. Это - плата за мышление. Человек мышечно
уподобляется объекту внешнего или внутреннего мира. Человек хранит образ
движения, образ некоей внешней ситуации в мышеных фонах.
По этой причине так
называемая «телесно-ориентированная терапия» способна, снимая «мышечные зажимы»
(повторяющиеся защитные действия, фиксированные в мышцах), исцелять людей от
эмоциональных проблем. То, что речь связана с мышлением, и мышление невозможно
без речи, давно известно.
Но речь без движения речевого аппарата невозможна.
«Беззвучная речь», сопровождающая мышление, невозможна без микродвижений в
речевом аппарате, да и без так называемых «выразительных движений» (жесты,
мимика, позы, интонации). Используя всю тысячу мышц, согласуя их движения
(синергетика), «используя память тела», человек мыслит, проявляет свою главную
функцию – быть разумным существом. Научиться умно двигаться и мыслить «у
природы» невозможно. Всё это вносится в человека культурой через обряд, слово и
символические действия. Человек в этом смысле противостоит природе, «вышел из
неё», но он не должен потерять с ней связь!
Комбинаторность. «Под
комбинаторностью понимается процесс создания целостностей из альтернативных (то
есть набираемых из множеств альтернатив) совместимых элементов» (Беляев И. П.,
Капустян В. М., 1997, с. 48, [16]). Человек, создавая для собственной жизни
искусственную среду обитания, лишь разъединяет материал природы. Язык лучше
всего передаёт свойство комбинаторности: из ограниченного числа фонем (и букв
алфавита) сгладываются синтагмы «отдельные словесные сущности),
комбинация которых совершенно безгранична. По этой комбинаторной природе языка
создано и всё остальное, включая и так называемый «внутренний мир человека».
Человек есть индивидуальная (и уникальная, неповторимая) комбинация навыков,
способностей, зафиксированного опыта, результатов выборов. Любое действие
человека состоит из более простых действий-шаблонов. Для человека весь мир –
это поток элементов, из которых он умудряется комбинировать «жизненные события»
и «состояния», память о которых составляют основу «переживаний».
Уподобляемость. Аналогика. В
психике нет никаких «вещей» и «предметов», но есть их смысловые аналоги – имена
и образы. В познавательной деятельности человек, как Познающее, уподобляется
Познаваемому, как бы становится им. Только благодаря этой способности возможно
познание и понимание мира и других людей. Основа этого свойства – подражание.
Подражая другим людям, человек учится быть человеком. При этом он не теряет
самоидентификации (в норме), хотя и «становится другим», уподобляясь иному
себе. Открытый Анохиным механизм целесообразного поведения – «акцептор
действия» - приоткрывает завесу тайны «видения будущего».
Чтобы составить
мысленный образ достигнутого результата, необходимо создать его внутренний
аналог – «модель потребного будущего». У человека такие модели могут быть очень
сложными, даже принципиально недостижимыми, как, например, «воссоединение с
Богом». Тем не менее, эти образцы будущего существенным образом влияют на
актуальное поведение и состояние человека даже тогда, когда человек совершенно
отчётливо понимает недостижимость этих целей-образцов. С диалектической точки
зрения аналогика есть воплощение « алогического становления» (третий момент
диалектической пентады). Это – проявление стремления – уподобление желательному
предмету или состоянию, которого сейчас, в донный момент ещё нет.
Иллюзионизм. Древние мудрецы
говорили, что всё, что видит человек, есть обман, иллюзия, майя. Действительно,
уже на уровне перцепции человек «фильтрует» данные, комбинирует их в
соответствие с познавательными схемами и установками, отражающими опыт и
наличные потребности, т. е. познаёт-отражает мир активно, внося коррективы в
видимую реальность. На уровне представлений, мышления и воображения данная
творческая активность ещё больше искажает реальность. Человек видит не то, что
есть, а то, что ему хочется преобразовать, перестроить, переделать, из чего
можно что-то изъять, извлечь, добавить и прочее. Буддисты считают, что высшая
реальность – пустота (шуньята), всё остальное – поток элементов, дхарм, которые
сами настолько мимолётны, что их существование было зафиксирована только самим
Буддой. Его последователи о существовании дхарм узнают только по пересказам и
текстам.
Человек - результат
конструктивного обмана и культурных иллюзий. Например, кино, телевидение,
текстовый язык, другие символические синтагматические исчисления, в образцах
которых ничего нет, ничего не содержится кроме того, что способно возбудить
мышление. Без этих «инструментов конструктивного самообмана» (Беляев И. П.,
Капустян В. М., 1997, с. 58, [16]) невозможно представить себе развитие
современного человека.
В 20-года прошлого столетия известный нейропсихолог
Лурия доказал экспериментально, что образование повышает способность
иллюзорного восприятия действительности у абсолютно здоровых людей. Известно
также, что такое распространённое заболевание, как депрессия, в значительной
степени затрудняет иллюзионизм повседневной жизни: депрессивный человек видит
всё, как есть, без каких-либо «добавок» в форме фантазий, ожиданий, надежд и
творческого предвидения.
Такой реализм переживается как утрата жизненности. К
великим иллюзиям можно отнести и символы, в которых на самом деле нет никакого
смысла – он вносится осмыслением этого символа. Скажем, кусок красной ткани,
символизирующий знамя полка, не несёт на себе этого смысла, но вносится бойцами
этого полка. За этот символ они готовы отдать собственную жизнь, а кто
«реалистично» оценит знамя как «красную тряпку», будет в лучшем случае осмеян,
а в худшем – расстрелян на месте боя как «паникёр», «предатель», «военный
преступник». И это правильно! На Символе всё и держится: культура, цивилизация,
нация, государство, семья, община, команда, честь, достоинство.
вся книга - читать по главам
по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html