Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»
Глава 13
Реальность – источник проблемы
Бытие-факт
Определение реальной действительности как «концлагеря»,
несомненно, слишком утрировано, хотя и доходчиво. Можно использовать другую
метафору – «ящик Скиннера». В каком-то смысле мы все находимся в положении
подопытных собак в ящике экспериментатора Скиннера, где имеются неведомые нам
рычаги получения благ. Случайное нажатие их приводит к вознаграждению, после
чего и формируется «оперантное научение» - стремление вновь и вновь нажимать
«педаль», чтобы получать блага.
Сходство с собакой усиливается, если вспомнить, как обычно
люди объясняют случайно происходящие с ними события «потери-получения» благ:
«карма такая», «повезло», «не повезло», «Бог дал, Бог отнял», «всё по воле
Аллаха», и т. д. Ведь собаки в ящике Скиннера не понимают, почему нажатие
педали вознаграждается куском мяса – вряд ли они способны осознать какой
эксперимент на них проводят, кто их обучает «оперантному поведению».
Собаки просто живут в условиях ящика, приспосабливаются жить
так, как это требуется по условиям эксперимента. Ящик Скиннера – упрощённая
модель реальной действительности, в которой наглядно представлен один аспект –
Бытие-факт, внешние события, внешняя сторона реальной действительности, всегда
данной человеку в форме «распадающегося» факта (фактов), случайного и
непредсказуемого.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
вся книга - читать по главам по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html