Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»
Глава 13
Реальность – источник проблемы
Бытие-смысл
В отличие от собаки в ящике
Скиннера, человек, конечно, многое понимает, о многом наслышан, о многом знает,
многое может предполагать, многое может осмыслить, т. е. может построить
внутреннюю сторону реальной действительности, которая есть Бытие-смысл. Тут уже
ничего случайного нет. Смысл существует необходимо, он вытекает из самого же
смысла, т. е. порождён не случайным фактом, а самим же смыслом. «Бог терпел, и
нам велел!» Вот и найден смысл пребывания в любой «тюрьме народов» (так
говорили о России в период империи), в любом «ящике Скиннера», в любом
«концлагере». В ящиках, лагерях, тюрьмах Бога нет. Он – на Небесах. Смысл
терпеливого поведения исходит оттуда, с небес, а не со стен камеры, «ящика» или
от любого действительного факта этой самой действительности.
Бытие-смысл есть внутреннее
содержание вещи, предмета, человека или отдельного действия, то, что можно
подумать о вещи, предмете, человеке. Здесь Бытие-смысл и сущность совпадают, но
не тождественны. Бытие-факт совпадает с явлением, но они не тождественны,
поскольку предмет рассуждения иной. Мы сейчас говорим о реальной
действительности, а не о символе (и не о личности, которая есть синтез субъекта
и объекта), поэтому в наших размышлениях появились «факты» и «смыслы» этих
фактов. Реальная действительность есть синтез внешнего (факты) и внутреннего
(смысл). Это – «субстанциональное тождество смысла и его инобытия в факте» (А.
Ф. Лосев). Проще говоря, реальность есть некая субстанция, т. е. то, что в
принципе можно «пощупать», воспринимать органами чувств, то, что даётся нам с
помощью ощущений. «Субстанциональное тождество» означает, что в каждом кусочке
реальности, сколь бы малым он ни был, всегда есть некий смысл, который «не
прощупывается» и не воспринимается органами чувств, но воссоздаётся именно при
прощупывании и восприятии.
Смысл не отделим от своего
материального воплощения – инобытия. В реальной действительности нет отдельно
«факта» и «смысла», есть всегда «субстанциональное отождествление» факта и
смысла, т. е. смысл тождественен факту, а факт – смыслу. Это – не «два в одном»
(в субстанции), а один всегда берется как «другой»: факт берется как смысл
(интерпретация), а смысл берется как факт (интерпретация отождествляется с
фактом, который в этот момент является «свидетелем» или «вещественным
доказательством»). Ничего сложного в этих рассуждениях нет, но надо напрячь
мыслительные способности (различение-отождествление), чтобы разобраться в
вопросах существования: что существует, а что не существует. Это – главный
вопрос философского реализма.
Существует ли смысл? Да,
существует. Общий вопрос – общий ответ. В вопросе не спрашивается о том, что
необходимо иметь, чтобы смысл существовал. Если бы спрашивалось: Что требуется
для существования смысла? Ответ: Чтобы смысл существовал, требуется факт,
инобытие смысла. А что необходимо иметь, чтобы существовал факт? Чтобы факт
существовал, был, требуется инобытие этого факта – смысл. Чтобы факт был,
требуется смысл. Смысл не подменяет факта, а факт – смысла. Вот это и есть
философское определение реальности в дианализе: субстанциональное тождество
факта и смысла.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
вся книга - читать по главам по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html