Часть 3
Диасинтез
Кентавристика
В первые годы преподавания
дианализа для обозначения концепции здоровья был использован термин
«кентавристика» 28, чтобы
подчеркнуть соединение несоединимого в понятии «здоровье». Об этом уже
говорилось во 20-ой части. Отмечу только ещё раз, что речь идёт о «личностном
здоровье», т. е. о смысловом обустройстве человека, поэтому слово
«кентавристика» в значении «синтез природного и культурного» тут подходит. Само
толкование понятия «личность» как «соединение несоединимого» есть «логический
кентавр» (антиномия, оксюморон, метаксю, «срединное Бытие»).
Личность есть
синтез неопределимого Субъекта и совершенно определимого Объекта (Единого
Субъекта и множества Объектов), выражающийся в многосторонних отношений
человека с окружающими его объектами29 .
Поскольку психотерапия и консультирование направлены главным образом на
сохранение, поддержание и защиту здоровья (целостности) личности, то сама эта
деятельность также подпадает под определение «кентавристика».
Термин «кентавристика» ввёл в
обиход писатель Даниил Данин в эссе «Сколько искусства науке надо?» в 1967
году. Объединяя два феномена – искусства и науку, он «шутки ради» использовал
данный термин, который закрепился как название принципа стойкого сочетания
несочетаемого [21]. Сам Д. Данин говорил о пяти «К» 30:
1) Консенсус – поиск всегда
возможного соглашения.
2) Консолидация –
объединение, сплочение идей и людей (тут некоторое различие с термином
солидарность, что означает сплачивать, соединять, т. е. управлять).
3) Комплементарность –
принцип дополнительности (complementarum – от лат., дополнение, довершение).
4) Компромисс –
взаимоуступки, смягчение собственных взглядов, стремление к согласию.
5) Конвергенция –
сближение идей, сведение, схождение идей.
6) Конфронтация –
противопоставление себя другому, «развертывание фронтов», оттеняет важность пятерки
«К» как жизненных принципов.
7) Конституция Кентавра
сформулирована Д. Даниным следующим образом:
- Всадник и конь дополняют друг
друга (комплементарность).
- Всадник не может сойти с коня,
а конь не может покинуть всадника (конвергенция).
- Всадник не хлещет коня, а конь
не стремится сбросить всадника (консенсус).
- Всадник и конь взаимотерпимы
(консолидация).
- Победа одной части кентавра над
другой означает его гибель (компромисс, поэтому ради сохранения жизни оба
начала идут на уступки друг другу (конвергенция).
Итак, чтобы жизнь не распалась
из-за противоречий, составляющих её основу первоэлементов, необходимо иметь
нечто, что объединяет и связывает противоречия.
Этим «нечто» является личность
человека – самый сложный и иерархически высший уровень самоорганизации
индивидуальной жизни. Сохранение самой жизни от распада, сохранение высокого
уровня самоорганизации и саморегуляции, а значит и автономии при продолжающемся
процессе развития, и есть характеристика здоровья.
Невозможно даже представить то,
какое количество противоречивых элементов, структур, процессов приходится
объединять человеку, чтобы сохранить свою целостность – целостность физических
границ, целостность психической, внутренней жизни, целостность эмоциональной,
чувственной жизни, целостность духовной жизни. Но такая целостность всё же
возможна (и необходима!).
Поэтому одно из возможных
определений здоровья с точки зрения дианализа такое: психическое здоровье есть
крайне неустойчивое состояние гармонии человека как личности с внутренней и
внешней средой. Это состояние гармонии или «объединение несоединимых» вещей и
явлений в функциональное целое, стремится к разрушению (энтропия или мифический
«Танатос») или нарушается в определенных границах, что распознаётся обычно как
«границы нормы».
Психотерапевт и консультант,
конечно, никогда не доведут клиентов до «полной гармонии» и «счастья». Дай бог
достигнуть вместе с клиентом «границ нормы», а там, «на пограничной полосе», он
и сам сможет поймать своё счастье, как Иванушка Жар-птицу.
______________________________________
28 Лекции по дианализу.
Киев, 2001 (рукопис)
29 Символ можно также
трактовать как «логический кентавр» - синтез Сущности и Явления. Реальность –
ещё один «логический кентавр»: синтез Вещи и её Имени
30 Свои десять «Ди»
(Декалог принципов) я сформулировал до знакомства с «кентавристикой» Даниила
Данина, поэтому весьма обрадовался «шуткам» писателя – его семь «К» в чём-то
аналогичны десятке «Д».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...