22.01.2016

Модель модели


Часть 3
Диасинтез

Модель модели
            
От парадигмы надо перейти к методологии – методу построения рабочих моделей процесса психотерапии и консультирования. Можно, конечно, и не говорить об этом, а только описывать внешние факторы, из-за которых якобы наступают внутренние перемены в психике человека. Но тогда мы будем описывать технологию работы с «Чёрным ящиком» или придём к признанию, что психотерапия есть вариант «плацебо» 31.

Воспользуемся антиномическим методом рассуждения и будем строить метод психотерапии и консультирования под названием «дианализ». При этом не будем забывать о том, что многое в деятельности психотерапевта уже продумано и описано.
            
Итак, психотерапевт-консультант намерен изменять не клиента (не «залазить» к нему в мозг или «в душу»), а саму ситуацию «дачи-получения помощи», точнее – социальную ситуацию обращения одного человека к другому за психологической помощью. В случае успешного взаимодействия изменения наступают сначала в самой ситуации, затем в состоянии клиента, далее – в намерениях клиента поступать прежним или новым способом.

В протоколе дианализа объектом исследования и воздействия является «психотерапевтическая ситуация» - всё, что происходит при встрече психотерапевта с клиентом. А это – цепь событий, которые либо изменяют состояние клиента, либо фиксируют его в заявленной проблеме.

Всё начинается с некоторой «психотерапевтической ситуации» (А) и движется к другой (А1), более подходящей для клиента: от А до А1. Если клиент продолжает брать помощь, то процесс развивается по спирали от А1 до А2 и т. д. Пока клиент берёт помощь, психотерапия продолжается. 

Поэтому для психотерапевта важно не столько что и как он даёт, а что и как от него берёт клиент: важно чтобы взяли. Как в одном телеинтервью сказал Никита Михалков: «Вдруг возьмут и не возьмут!». Тогда дающий останется со своим добром. 

Философия помощи в процессе психотерапии есть обоснование дачи-взятия помощи – «оправдание добра», т. е. добровольного дела, коим и является психотерапевтическая деятельность.
            
Оправдывается же она тем, что некоторые состояния души и некоторые ситуации являются ненормальными, «патологическими». Их и надо нормализовать, упорядочить. Самая простая схема такого упорядочения под названием «мета-модель» психотерапии описана авторами НЛП Д. Гриндером и Бэндлером [5]: 
 
Для продвижения клиента от проблемного состояния, которое может представляться «болезнью», «симптомом», «плохой привычкой», «плохим характером» и пр., к желательному, которое представляется «здоровьем, «нормальным состоянием», необходимо воспользоваться Ресурсом и Средством доступа к ресурсу. Под ресурсом в дианализе понимается «покоящаяся Идея», «смысловая энергия», т. е. невыразившаяся в полной мере потенция личности.

Наиболее серьёзное обобщение современная психотерапия получила в «кружке Бэйтсона» в городе Пало-Альто, США. Любой метод психотерапевтического воздействия (Метод) состоит структурно из 4 компонентов:

Проблема – некоторое затруднение, которое выявляют различными способами и различными способами интерпретируют; конфликт (внутренний или внешний) потребностей, интересов, мотивов или целей, не важно.

Желательное состояние – цель всякого психотерапевтического воздействия. Вначале развития психотерапии как врачевания цель была одна – здоровье. Затем, по мере развития практики психотерапии, цели стали меняться. Кроме «здоровья» клиент стал запрашивать «психологическое благополучие», «успешность», «личностный рост», «преодоление ограничений» и прочее.
            
Ресурс – сформированные ранее навыки адаптации, успешного выполнения каких-либо действий.
            
Средство – (Доступ к ресурсу) – обобщённо описывают технику психотерапии, направленную на активизацию ресурса по типу «переноса навыка».
            
Действительно, этих четырёх элементов достаточно, чтобы в общем виде описать задачу психотерапевта: выслушав рассказ о затруднений клиента, «провести» его по процессу преобразования деятельности так, чтобы «подключившись» к ресурсу, клиент пришёл туда (к такому состоянию), к чему он хотел бы прийти.

Практически описана модель ответа на запрос о поиске пути. «Клиент» не знает, как пройти до ближайшего супермаркета. Он голоден. Ему нужно пища. Желательное состояние – сытость. Он предпочитает свою любимую пищу, но готов насытиться любой подходящей. Он не знает, где находится магазин с пищей. Деньги (прямой доступ к пищевому ресурсу) у него есть. Ему не хватает информации о местонахождении. Возможно, его кто-то уже обманул и направил не в ту сторону. Он немного подозрителен и растерян. Ему надоело шляться в поисках пищи по незнакомой улице. Вот он встречает «психотерапевта». Тот давно околачивается на этой улице и подрабатывает тем, что даёт правильное направление к супермаркету – тот не виден с улицы, и если не знаешь о его местонахождении, то найти его не так просто.

«Психотерапевт» понимает состояние «клиента» и готов поделиться информацией о местонахождении супермаркета. Доступом к ресурсам клиента будет набор указателей: показ рукой в сторону магазина, описание пути с указанием правых и левых поворотов, предупреждения об опасностях на этом пути (перерытая канава, жулики у дверей магазина, отсутствие банкомата в самом магазине и пр.).

Ресурсом клиента будет его способность воссоздавать по описанию карту пути (воссоздающее воображение), набор общих знаний и представлений о мире, включая знание языка общения, истинное желание поесть чего-нибудь, наличие денег, способность его желудка принять пищу и насытиться. Важнейшим моментам являться его способность вообразить желаемый результат всего планируемого действия.
            
Конечно, это – идеальная модель помощи. Редко, когда встретится такой понятливый клиент, который заранее знает, чего ему не хватает. Как правило, приходящий за помощью клиент плохо соображает, куда он вообще идёт, что он хочет на самом деле, каковы его цели в жизни. Ему надо «отдышаться», прийти в себя. Только после этого он сообразит, куда ему надо. И это ещё не все трудности для знающего разные пути в жизни психотерапевта.

Клиент может элементарно не соображать, где у него «право», а где «лево». Он, конечно, знает, но вот сейчас немного запутался. Он может испугаться предложению «завернуть за угол». В прошлый раз он «завернул за угол», и получил удар в лицо. Было очень больно. А вдруг и на этот раз получится тоже самое? Нет, за углом его никто не ждёт. Хотя, кто знает.

Психотерапевт вот прямо сейчас не проверял. Он «только уверен» в безопасности прохода, но гарантировать на 100% эту безопасность, конечно, не может. Как не может гарантировать легкое прохождение через наскоро сколоченный «мостик» через траншею» и прохождение других мелких затруднений.

Психотерапевт совсем не уверен, понравится ли клиенту здешняя пища и прочее. Так что не всё просто, даже с этой максимально простой моделью помощи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...