Часть 3
Диасинтез
Глава 15
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY)
Личность-Символ-Реальность
Описанная во 2-ой части схема триадного разложения смысла
предмета психотерапии и консультирования на три «ипостаси» есть способ
упорядочения психологического материала в процессе терапии и консультирования.
Простота модели обманчива. Эта упрощённая модель связывает три суперкатегории
дианализа Личность-Символ-Реальность в единство, которое выше понятия
«целостность» («холизм»), поскольку ни «личность», ни «символ», ни «реальность»
не являются «частями» некого абстрактного «целого».
На рисунке 2 изображена Модель PSR.
Три треугольника вместе создают один большой треугольник.
Это – геометрическая фигура, выполняющая роль схемы (граф). Схема всегда
меньше, чем выраженная в ней идея. Большой треугольник не есть «целое», в
которое как «части» входят «личность», «символ» и «реальность». Согласно
методологии «абсолютной диалектики» (см. ниже) большой треугольник имеет три
именования: он и Личность, И Символ, и Реальность. Это выражение триединства, а
не конструкция из трёх элементов. В данном случае очевидность «конструкции»
есть иллюзия «целостности» (рис. 3).
Личность,
как уже не раз говорилось, есть «смысловое всеединство человека»,
следовательно, в это единство входит всё, с чем личность связана, с чем
контактирует, к чему привязывается или «цепляется» - объекты реальности и
символы, выражающие саму реальность. Малый треугольник, именованный «личностью»
(Person), равен по смыслу большому треугольнику. Это, конечно, логический
парадокс: «малое» равно «большому», а «часть» - «целому». Однако парадокс
образуется из-за недостаточной мощности языка описания, а не из-за
парадоксальности предмета, который описывается данным языком33 (рис. 4).
Реальность
есть всеединство всех объектов, всех субъектов (внутренняя сторона объектов),
всех способов выражения объектов в символе, следовательно, всеединство явлений
и сущности этих явлений. Опять тот же парадокс. Большой треугольник есть
реальность (Reality), хотя он же и личность!
Символ
есть всеединство формы и содержания, сущности и явлений. Можно ли представить
себе символ вне личности и вне реальности? Нет, конечно. Но есть ли символ
«часть» реальности, «часть «личности»? Уже говорилось, что любой объект есть
символ, если брать этот объект осмысленно, если с этого объекта смысл может
переноситься на иной объект. Перенос смысла с объекта на объект допустимо
сравнить с полётом реальной бабочки с цветка на цветок. Это и есть реальность.
Символ нельзя поместить в некое абстрактное «сознание», оторвав его от объекта.
Без сознания символ, конечно, не существует, а сознание не существует без
личности, его носителя. Малый треугольник в схеме под именованием «символ»
(Symbol) равен большому треугольнику с «троичным» именованием
«Личность-Символ-Реальность». Символ есть «символ». Он же –личность. Он же –
реальность. Треугольники равны друг другу и не равны, вмещаются в Единство
(большой треугольник) и не вмещаются, тождественны друг другу и различны,
указывают на себя и на другие: «смотри на Символ и будешь видеть Реальность и
Личность; смотри на Реальность и будешь видеть Личность и Символ; смотри на
Личность и будешь видеть Реальность и Символ». Соединение несоединимого и есть
Проблема (рис. 5).
Если понимать под треугольником PSR схематическое
представление понятия «человек», то тогда к нему подходит афоризм А. Ф. Лосева:
«Человек есть проблема, которая решается и никогда не может быть разрешена».
Проблема есть центральная область – «сердце» или «сердцевина существования»
человека.
Существование человека как личности есть Проблема. Устранить проблему
можно только разрушив единство Личности-Символа-Реальности (рис. 3), разрушив
Великую Иллюзию «смыслового всеединства человека». Здесь надо согласиться с
тем, что дефиниция личности как «смыслового всеединства» есть дефиниция иллюзии
«самости и «Я». Собственно, так и есть на самом деле. Возьмём любой пример
одичания человека, когда разрушены границы его личностного существования, когда
у человека нет ни имени, ни социальной роли, ни цели, ни смысла существования.
Будут ли у такого существа «проблемы»? Скорее всего нет. Не будет того, что мы
именуем «проблемой». Будут задачи выживания, приспособления, которые существо
будет решать «без проблем», т. е. без рефлексии, противоборства, «мук совести» и
прочих атрибутов личностного существования. Скажем, борьба за кусок мяса. Какие
могут быть «проблемы» в драке равных по силе существ? Кто более голоден и более
жаждет пищи, тот и выхватит вожделенный кусок. Без проблем!
__________________________
33 Библер даёт наиболее, пожалуй, широкое
определение парадокса: «Парадокс есть всеобщая логическая форма воспроизведения
и обоснования в понятии, в логике – внепонятийности, внелогичности бытия, все
более всестороннее несводимого к понятию» [26]. Так широко понятый парадокс
поистине манифестирует фундаментальную иррациональность бытия, которое всё же
рационально воспроизводится в понятиях, терминах и суждениях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html