02.02.2016

Личность-Символ-Реальность


Часть 3
Диасинтез
         
Глава 15
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY)
          
Личность-Символ-Реальность

Описанная во 2-ой части схема триадного разложения смысла предмета психотерапии и консультирования на три «ипостаси» есть способ упорядочения психологического материала в процессе терапии и консультирования. Простота модели обманчива. Эта упрощённая модель связывает три суперкатегории дианализа Личность-Символ-Реальность в единство, которое выше понятия «целостность» («холизм»), поскольку ни «личность», ни «символ», ни «реальность» не являются «частями» некого абстрактного «целого». 

На рисунке 2 изображена Модель PSR. 


Три треугольника вместе создают один большой треугольник. Это – геометрическая фигура, выполняющая роль схемы (граф). Схема всегда меньше, чем выраженная в ней идея. Большой треугольник не есть «целое», в которое как «части» входят «личность», «символ» и «реальность». Согласно методологии «абсолютной диалектики» (см. ниже) большой треугольник имеет три именования: он и Личность, И Символ, и Реальность. Это выражение триединства, а не конструкция из трёх элементов. В данном случае очевидность «конструкции» есть иллюзия «целостности» (рис. 3).




Личность, как уже не раз говорилось, есть «смысловое всеединство человека», следовательно, в это единство входит всё, с чем личность связана, с чем контактирует, к чему привязывается или «цепляется» - объекты реальности и символы, выражающие саму реальность. Малый треугольник, именованный «личностью» (Person), равен по смыслу большому треугольнику. Это, конечно, логический парадокс: «малое» равно «большому», а «часть» - «целому». Однако парадокс образуется из-за недостаточной мощности языка описания, а не из-за парадоксальности предмета, который описывается данным языком33 (рис. 4).




Реальность есть всеединство всех объектов, всех субъектов (внутренняя сторона объектов), всех способов выражения объектов в символе, следовательно, всеединство явлений и сущности этих явлений. Опять тот же парадокс. Большой треугольник есть реальность (Reality), хотя он же и личность!
            
Символ есть всеединство формы и содержания, сущности и явлений. Можно ли представить себе символ вне личности и вне реальности? Нет, конечно. Но есть ли символ «часть» реальности, «часть «личности»? Уже говорилось, что любой объект есть символ, если брать этот объект осмысленно, если с этого объекта смысл может переноситься на иной объект. Перенос смысла с объекта на объект допустимо сравнить с полётом реальной бабочки с цветка на цветок. Это и есть реальность. Символ нельзя поместить в некое абстрактное «сознание», оторвав его от объекта. 

Без сознания символ, конечно, не существует, а сознание не существует без личности, его носителя. Малый треугольник в схеме под именованием «символ» (Symbol) равен большому треугольнику с «троичным» именованием «Личность-Символ-Реальность». Символ есть «символ». Он же –личность. Он же – реальность. Треугольники равны друг другу и не равны, вмещаются в Единство (большой треугольник) и не вмещаются, тождественны друг другу и различны, указывают на себя и на другие: «смотри на Символ и будешь видеть Реальность и Личность; смотри на Реальность и будешь видеть Личность и Символ; смотри на Личность и будешь видеть Реальность и Символ». Соединение несоединимого и есть Проблема (рис. 5).

Если понимать под треугольником PSR схематическое представление понятия «человек», то тогда к нему подходит афоризм А. Ф. Лосева: «Человек есть проблема, которая решается и никогда не может быть разрешена». Проблема есть центральная область – «сердце» или «сердцевина существования» человека. 

Существование человека как личности есть Проблема. Устранить проблему можно только разрушив единство Личности-Символа-Реальности (рис. 3), разрушив Великую Иллюзию «смыслового всеединства человека». Здесь надо согласиться с тем, что дефиниция личности как «смыслового всеединства» есть дефиниция иллюзии «самости и «Я». Собственно, так и есть на самом деле. Возьмём любой пример одичания человека, когда разрушены границы его личностного существования, когда у человека нет ни имени, ни социальной роли, ни цели, ни смысла существования. 

Будут ли у такого существа «проблемы»? Скорее всего нет. Не будет того, что мы именуем «проблемой». Будут задачи выживания, приспособления, которые существо будет решать «без проблем», т. е. без рефлексии, противоборства, «мук совести» и прочих атрибутов личностного существования. Скажем, борьба за кусок мяса. Какие могут быть «проблемы» в драке равных по силе существ? Кто более голоден и более жаждет пищи, тот и выхватит вожделенный кусок. Без проблем!
__________________________
            
33 Библер даёт наиболее, пожалуй, широкое определение парадокса: «Парадокс есть всеобщая логическая форма воспроизведения и обоснования в понятии, в логике – внепонятийности, внелогичности бытия, все более всестороннее несводимого к понятию» [26]. Так широко понятый парадокс поистине манифестирует фундаментальную иррациональность бытия, которое всё же рационально воспроизводится в понятиях, терминах и суждениях.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html