Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
Завьялов В.Ю.
5. Неисключенное третье
Наиглавнейший закон формальной логики требует, чтобы из двух
противоположных по смыслу суждений одно было бы «ложным», а другое —
«истинным», а третьего «не дано». Закон так и называется — «закон
исключенного третьего». Закон этот требует точного разделения
«истинного» и «неистинного», заставляет отбрасывать «ложные» суждения,
устраняя саму возможность парадоксов.
С точки зрения формальной логики невозможно понять парадоксальные притчи Иисуса Христа: «Если зерно не умрет, то и не даст жизни», «Кто не отдаст за меня душу, тот не спасется». С формально-логической позиции это полная чушь, «галиматья». Как можно, умирая, спастись? Чтобы стать бессмертным, надо умереть? Или еще более странно: чтобы жить, надо умирать.
Логика не допускает одновременного существования двух противоположных процессов — жизни (объединения) и смерти (распада). Однако в реальной жизни эти два процесса протекают только вместе! Жизнь — это распад и объединение, анаболизм (соединение) и катаболизм (распад вещества), что вместе объединяются в понятие «метаболизм» (обмен веществ в живом теле).
А что в диалектике? Диалектика объединяет противоположности «третьим термином»: Жизнь — Смерть — Рождение! Диалектически, «рождение» объединяет «жизнь» и «смерть». «Сложная простота» терапевтической диалектики Homo sapiens:
С точки зрения формальной логики невозможно понять парадоксальные притчи Иисуса Христа: «Если зерно не умрет, то и не даст жизни», «Кто не отдаст за меня душу, тот не спасется». С формально-логической позиции это полная чушь, «галиматья». Как можно, умирая, спастись? Чтобы стать бессмертным, надо умереть? Или еще более странно: чтобы жить, надо умирать.
Логика не допускает одновременного существования двух противоположных процессов — жизни (объединения) и смерти (распада). Однако в реальной жизни эти два процесса протекают только вместе! Жизнь — это распад и объединение, анаболизм (соединение) и катаболизм (распад вещества), что вместе объединяются в понятие «метаболизм» (обмен веществ в живом теле).
А что в диалектике? Диалектика объединяет противоположности «третьим термином»: Жизнь — Смерть — Рождение! Диалектически, «рождение» объединяет «жизнь» и «смерть». «Сложная простота» терапевтической диалектики Homo sapiens:
- Человек не хочет «умирать» и не хочет «жить», поэтому «не может родиться».
- Человек не хочет «так жить», а хочет только умирать, поэтому не может родиться.
- Консультант не может «родить» в клиенте человека, потому что не
может «умерщвлять» в нем невротика, «прошлого человека», «болезнь» и т.
д.
- Консультант не может породить в клиенте Человека, потому что не
может «отменять смерть» и делать клиента бессмертным, вечно живым во
всем!
Что же делать? Давать клиенту умереть и давать ему жить! Поддерживать
и жизнь, и смерть, тем самым, обеспечивая рождение в нем человека! В
этом «майевтика» Сократа — «роды души»!
Пример 2.3.
Весьма развитый
во всех отношениях музыкант, живущий в Германии. Он — бывший россиянин,
лечиться у немцев не может — «психоаналитики не понимают». За помощью он
«приехал на дианализ». У него страх смерти. Год назад ему стало плохо в
горах, и он подумал, что «умирает» (хотя и не умер, до сих пор живой).
Размышляем вместе с ним о притче Христа «о зерне»:
- – Я обсуждал это место в Библии с одним пастором, но лично
к себе не могу применить эти рассуждения. Мне страшно даже подумать о
смерти…
- – Скажите, пожалуйста, что такое ваша кожа, ее поверхностный слой?
- – Кажется, эпидермис.
- – Что такое «эпидермис»? У вас много знакомых медиков, вы должны знать это.
- – Это ороговевшие клетки кожи. Они защищают тело от внешних воздействий.
- – Ороговевшие, следовательно, «мертвые». Эпидермис — это
омертвевшая, «задубившаяся» на ветрах и в соленой воде, собственная
«шкура». Ваше тело сплошь покрыто мертвыми клетками!
- – ??!
- – Разве не так?
- – Все правильно, но я так никогда не думал о себе. Мертвые клетки?!
- – Да, мертвые клетки! Если вы пораните кожу, повредите этот
омертвевший слой кожи, этот «панцирь смерти» на теле, то в этом месте
будет рана, а в ней будут раскрыты живые клетки тела, и будет сочиться
кровь и лимфа. Вы залепите это место чем-нибудь «неживым» —
лейкопластырем, так?
- – Да, рана — это живое тело, проглядывающее через покровы... Как вы сказали, «панцирь смерти»?
- – Смерть охраняет вашу жизнь!
- – ??
- – Мертвые клетки эпидермиса охраняют тело от вредных
воздействий среды, от другой жизни — паразитов, бактерий, других
существ, которые хотят воспользоваться вашими живыми, сочными клетками.
Смерть в облике эпидермиса, таким образом, есть необходимое условие
охраны вашей драгоценной жизни. Если клетки кожи не умрут, превратившись
в эпидермис, то они не дадут жизни другим, новым клеткам. Умирание
одних клеток есть условие рождения и жизни других клеток. Жизнь — это
постоянное рождение заново!
- – Вы знаете, и в музыке это есть. Звук рождается и умирает,
уступая место другому звуку, которому суждено тут же умереть… Но
умирающие и рождающиеся звуки создают мелодию, а мелодия — это есть
форма жизни музыки…
- – А вы как музыкант порождаете эти звуки, из ваших пальцев
исходит эта форма жизни музыки — мелодия. Звуки живут кратко, замирают.
Умирая, они создают божественную тишину — музыкальную паузу, в которой
появляются новые звуки, еще прекрасней. Какую паузу может держать
хороший музыкант?
- – Долгую!!!
В данном фрагменте дианалитического консультирования
«неисключенным третьим» явилось понятие «панцирь смерти», которым была
обозначена роль кожных покровов тела. «Панцирь» символизирует защиту
жизни, а также границу между живым и неживым. Для целей терапии
(излечение панического страха смерти, страха умирания) пограничная роль
панциря была усилена предикатом «смерть».
Эпидермис, таким образом, был определен границей между жизнью и смертью. Снаружи он «мертвый», принадлежит царству смерти, а изнутри он живой, принадлежит живому телу. Без этой оболочки невозможно существовать как живое существо. Этого клиент не мог отрицать. Ему пришлось согласиться и с парадоксальной мыслью о том, что «смерть защищает жизнь». Бояться смерти стало просто неприлично. Тем более что увлеченный беседой клиент сам подыскал аналог смерти — музыкальную паузу («смерть звука»). Не только подыскал, но и осмелился назвать долгую паузу «смертью».
Эпидермис, таким образом, был определен границей между жизнью и смертью. Снаружи он «мертвый», принадлежит царству смерти, а изнутри он живой, принадлежит живому телу. Без этой оболочки невозможно существовать как живое существо. Этого клиент не мог отрицать. Ему пришлось согласиться и с парадоксальной мыслью о том, что «смерть защищает жизнь». Бояться смерти стало просто неприлично. Тем более что увлеченный беседой клиент сам подыскал аналог смерти — музыкальную паузу («смерть звука»). Не только подыскал, но и осмелился назвать долгую паузу «смертью».
Такой результат дискуссии Виктор Франкл назвал бы «парадоксальной интенцией». В дианализе «парадоксальная интенция» существует не как врачебное предписание «делать наоборот», а как следствие диалектической беседы, в которой тезису находится антитезис, и оба они объединяются в некое третье понятие, где они не уничтожают друг друга, а примиряются.
Примирение противоположностей есть парадигма дианализа (метафора «Лука и Лиры», см. ниже). В отличие от философии, дианализ есть практическое занятие, искусство помощи, поэтому работа не ограничивается только лишь логистикой «тезис-антитезис», только лишь абстрактно-понятийным анализом-синтезом.
Дискуссия, которая по своей природе есть философский спор об истине, в дианализе подталкивает человека «определиться» в ситуации, определить приоритеты в своей жизни, подготовить себя интеллектуально и морально к выбору и поступку.