25.11.2016

«КРОВАВЫЕ СЛЁЗЫ» - случай исцеления маточного кровотечения


«КРОВАВЫЕ СЛЁЗЫ» - случай исцеления маточного кровотечения

"Что это - архив медицинской казуистики, нераспознанных случаев исцеления, самоисцеления, спонтанных ремиссий при безнадежных ситуациях? Слово "казуистика" означает подведение частных случаев под общую концепцию. Другое значение - изощренность в ложных доказательствах. В психотерапии почти все случаи исцеления можно подвести к черте казуистики: всё индивидуально, всё связано с пресловутой уникальностью личности, вместо доказательств действенности метода применяется указание на то, что некий метод "работает", т.е. вызывает ожидаемые изменения, хотя совсем и не ясно, что именно данный метод "сработал", а не что-то иное.
Дианализ, как метод психотерапии и консультирования, также нуждается в обосновании заявленной эффективности. Эффективность "воздействия" в дианализе связывается напрямую с переработкой выявленного материала - содержания психической деятельности. Сама психическая деятельность не подвергается никаким "воздействиям". Всё, что делает дианалитик, это - реорганизация смысла в добытом материале. 
Чтобы такую реорганизацию совершить, нужно вступить с клиентом в глубокий личностный контакт, нужно быстро научиться его понимать, войти в его систему значений, его язык, его образную и концептуальную оформленность мысли и переживаний, необходимо вовлечь его в совместную работу над поиском путей примирения неизбежных противоречий в его личной жизни."

«КРОВАВЫЕ СЛЁЗЫ» - случай исцеления маточного кровотечения

Случай представлен по переписке. Рассказывает врач-психотерапевт
Козлов Константин Михайлович (г.Новосибирск)
«Женщина 40 лет. Обратилась к психотерапевту по рекомендации врача гинекологического отделения, где она находилась на лечении по поводу продолжавшегося маточного кровотечения.
Жалобы: на умеренные кровянистые выделения в течение двух недель, колющие боли в области сердца, подавленное настроение, тревожный сон. Два месяца назад в автокатастрофе погибла взрослая дочь. Осталась вторая дочь 10 лет. Живут втроем с мужем. После трагедии и во время прощания с погибшей дочкой плакала мало, «не могла», «не хотела казаться слабой», «вся как будто окаменела». Стала очень плохо спать, «всякие мысли лезли в голову». Резко снизилось настроение, не выходила на работу. Примерно через месяц после трагедии появились кровянистые маточные выделения. Пыталась лечиться самостоятельно – безрезультатно, была госпитализирована. В отделении, несмотря на проводимое консервативное лечение, кровотечение не прекращалось.

Фрагмент разговора с пациенткой:
- Скажите, что Вы думаете по поводу этого кровотечения?
- Оно меня пугает, раньше такого никогда не было. Врач сказал, что, если оно не прекратиться, нужно делать операцию.
- Лечащий врач и вы сами видите в кровотечении только угрозу для здоровья?
- А что еще в кровотечении можно видеть? У меня уже сил нет! Мне нужно домой к дочери.
- Давайте посмотрим на то, что происходит с другой стороны. Вы перенесли тяжелую утрату, и Ваша душа сильно страдает. Так?
- Я страдаю как бы внутри. Некоторые кричат, голосят, рыдают, а я как-то «застыла», слез нет. В груди какой-то ком.
- У Вас не получилось внешне выразить страдание, как это делают большинство людей, как принято в культуре. Вспомните ритуалы прощания, обряды.
- Да, я с Вами согласна.
- То есть Вы понимаете, что люди это придумали не только для проводов усопших, но и для сохранения своего здоровья?
- Наверное, они заметили, что так легче переносить потери, пережить горе. Видимо, я зря себя сдерживала.
- Вы могли контролировать только отдельные внешние проявления. К счастью, душевное страдание проявляется множественными телесными реакциями, и наше сознание не может все их блокировать. Вот например, учащенное сердцебиение и колебания давления, потоотделение, нарушение работы желудка, кишечника и т.д.
- Вы хотите сказать, что во всех этих реакциях есть смысл? Они же бывают неприятны, болезненны.
- Да, Вы правы. Тем не менее, если Вы осознаете их иной, глубинный
смысл, как символическое выражение Вашей личности, Вы сможете принять эти симптомы, не бояться их, успокоиться. - А как же все-таки кровотечение? Его тоже не бояться?
- Оно сейчас не обильное и может скоро прекратиться.
- ???
- Давайте вместе с Вами подумаем о том, что матка не просто мышечный орган, который кровоточит. Слова «матка» и «мать» от одного корня?
- Вы хотите сказать, что матка это тоже мать?
Женщина задумывается, как будто что-то вспоминает.
- Она носила в себе мою дочку 9 месяцев, кормила ее, ласкала.
- Значит, это и ее дочь! А она – мать! И она может плакать, страдать, болеть.
- Кровь как слезы? Кровавые слезы?
- Да, как символ слез, символ оплакивания, прощания.
Пациентка вновь задумывается, затем медленно говорит:
- Знаете, доктор, мне стало как-то спокойнее. Как будто матка сделала то, что не смогла сделать я.
- Здесь нет противоречия. Это и есть Вы. Ваша личность едина во всех ее проявлениях, как бы многообразны они не были.
- Спасибо, доктор. Мне кажется, я теперь все это понимаю и чувствую по-другому. Меня это уже не пугает.
Через два дня кровотечение полностью прекратилось, у больной повысился фон настроения, нормализовался сон. Была выписана из стационара.
При случайной встрече с врачом-психотерапевтом через 5 лет обрадовалась, благодарила за оказанную ранее помощь: - Я думаю, доктор, что эти две наши встречи в тот критический для меня момент были очень важными.»


Константин Михайлович прослушал самый первый цикл дианализа в 1999-2000 годах, когда слушателям предлагалась довольно сложная система категорий абсолютной диалектики, которую необходимо было перевести на "житейский язык психотерапии". Константин справился с такой задачей, о чем свидетельствует представленный случай!
В краткосрочной терапии была блестящке найдена Терапевтическая Идея (ТИ) - интегратор опыта, логическая связь между разорванными смыслами. Матка была названа "мамой", что совершенно очевидно уже по этимологии этого слова, но в быту это никогда не обсуждается. Дальше всё пошло легко - клиентка сама догадалась о тайном смысле кровяных выделений:СЛЁЗЫ! Маточное кровотечение, взятое как символ,
указывала на переживающую горе личность. В медицине такой ход размышлений запрещён: матка орган тела с определённой функцией, эта функция никак не связана с выразительными способностями человека. Догадаться о том, что выделения могут символизировать слёзы, а слёзы есть оплакивание погибшей, мог только такой доктор, который научился мыслить с помощью диалектической пентады:
1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ
Источник смысла (Единое)
2.СОВОКУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ,
включая тело с органами (Многое)
3.ЖИВОЙ УМНЫЙ ОРГАНИЗМ,
справляющийся с горем (Становление)
4.КРОВОТЕЧЕНИЕ ИЗ МАТКИ
орган заботы о жизни дочери (Факт, Ставшее)
5.ОПЛАКИВАНИЕ КРОВАВЫМИ СЛЕЗАМИ ДОЧЕРИ
(Символ, Персональный миф, Нестановящееся)


Чтобы так "просто" вылечить человека, необходимо было мыслить все пять моментов диалектической пентады одновременно. И при этом ещё и беседовать с клинткой так, чтобы это был обычный, понятный на житейском уровне, человеческий разговор. Никакой особой психотехники или "рефрейминга" не было применено. Вся работа психотерапевта - жесткий внутренний самоконтроль, беспредикатное принятие личности клиента, выводное знание (необходимое знание выводится из самого клиента, а не из источников знания).
В.Ю.Завьялов