Есть такая быличка-рифма, фольклор начальной школы или детского садика:
"У попа была собака, он любил. Она съела кусок мяса, он её убил, и в
землю закопал, и надпись написал: "У попа была собака, он её любил. Она
съела кусок мяса, он её убил..."
В этих строках детского стишка почти ничего нет и есть почти всё! Есть словесная игра с бесконечным повторением противоречия "любил-убил". Есть идея конечности всякой жизни, есть идея бесконечного круговорота причины и следствия: "съела мясо" - "убил и закопал". Повторение жизни в слове - надпись на могиле - замыкает кольцо: жизнь-слово-жизнь-слово...
Эту популярную притчу можно трактовать с самых разных позиций. Можно - как предостережение о том, чего делать никак нельзя: нельзя брать без разрешения "кусок мяса" и съедать его. Допустимо толкование этого текста и как упрощение вечного сюжета о любви и смерти: "возлюбленных все убивают - так повелось в веках" (Оскар Уайльд). Существует масса других толкований, но нам интересна дианалитическая трактовка.
Могила - место, где окончательно примиряются все противоречия, в том
числе и противоречие "любил-убил". Пока человек и его собака живы,
противоречия будут сталкиваться, бороться, примиряться, снова бороться,
создавая то, что и называется "жизнь". После смерти собаки останется
лишь словесная игра с бесконечным повторением: "любил -убил". Только
человек хранит память о том, кто уже прожил свою жизнь. А хранить в
памяти образ того, кого уже нет - это основа духовной жизни. В душе
живущего челоека живёт уже умерший человек. Вот почему именно "попу" -
служителю культа, священослужителю, духовнику - предписана такая роль
переживать на могиле любимого пса факт душераздирающего противоречия -
убил того, кого любил.
Любовь и убийство не могут быть синтезированы в каком-то одном благоразумном или "нормальном" ("эффективном") поведении. Любовь не может быть оправданием убийства, а убийство - оправданием любви. Убийство - противоположность тому, что мы называем "любовь". Ведь любовь - это стремление продлить жизнь любимого. Спаси и сохрани - кредо абсолютной любви! Провоположность любви - ненависть. А вот кредо ненависти - разрушить и уничтожить, прекратить жизнь ненавистного - убить! Как же нас раздирают такие противоречия... Как они вообще могут уживаться вместе в одной душе? Можно ли их примирить и для чего это надо делать?
В этих строках детского стишка почти ничего нет и есть почти всё! Есть словесная игра с бесконечным повторением противоречия "любил-убил". Есть идея конечности всякой жизни, есть идея бесконечного круговорота причины и следствия: "съела мясо" - "убил и закопал". Повторение жизни в слове - надпись на могиле - замыкает кольцо: жизнь-слово-жизнь-слово...
Эту популярную притчу можно трактовать с самых разных позиций. Можно - как предостережение о том, чего делать никак нельзя: нельзя брать без разрешения "кусок мяса" и съедать его. Допустимо толкование этого текста и как упрощение вечного сюжета о любви и смерти: "возлюбленных все убивают - так повелось в веках" (Оскар Уайльд). Существует масса других толкований, но нам интересна дианалитическая трактовка.
Любовь и убийство не могут быть синтезированы в каком-то одном благоразумном или "нормальном" ("эффективном") поведении. Любовь не может быть оправданием убийства, а убийство - оправданием любви. Убийство - противоположность тому, что мы называем "любовь". Ведь любовь - это стремление продлить жизнь любимого. Спаси и сохрани - кредо абсолютной любви! Провоположность любви - ненависть. А вот кредо ненависти - разрушить и уничтожить, прекратить жизнь ненавистного - убить! Как же нас раздирают такие противоречия... Как они вообще могут уживаться вместе в одной душе? Можно ли их примирить и для чего это надо делать?
Итак, что такое дианализ?
Дианализ - способ примирения неизбежных противоречий в жизни личности. Это заявлено в формуле дианализа. Весь корпус дианализа, как учения, есть развёртывание этой формулы в многочисленных размышлениях, трактовках таких важнейших для психотерапии и консультирования понятий, как "личность","психика","сознание","символ","реальность", "симптом" и пр. В дианализе симптом рассматривается как попытка ума примирить воюющие противоречия в чём-то "третьем", т.е. в симптоме. Понимание логики симптомообразования позволяет примирять эти противоречия так, чтобы симптом был не нужен.
Жизнь всегда сопровождается противоречиями, они неизбежны. Быть личностью - это уметь жить с противоречиями. Персонаж былички "поп" умеет жить с противоречиями: он любил своего пса и помнит это на его могиле; он убил своего любимца и не отрицает этого; он повторяет это в размышлениях-воспоминаниях. Что же он делает такого, что позволяет ему удерживать в душе эти раздирающие друг друга противоположности? Ритуал захоронения удерживает! "Закопал и надпись написал". На могильной плите записан его поступок, дано его жизнеописание.
В этом жизнеописании
"примиряются" противоположные силы любви и ненависти, жизни и смерти,
сохранения и разрушения живого! За максимально лаконичным изложением
неблаговидного поступка вполне могут скрываться самые различные способы
удержания этих противоречий в единой смысловой цельности: раскаяние,
покаяние, морализация, иная "словесная игра". Эпитафия символизирует
осознание поступка, размышления над прошлым. Для человека размышлять не
просто полезно, это - единственный способ жить осознанной, осмысленной,
разумной человеческой жизнью!
В зрелых размышлениях человек находит
примирение противоречий в новой идее, новом понятии, новом понимании
действительности, а, следовательно, в новом обращении с этой самой
действительностью.
В.Ю.Завьялов