Вот как выглядит самый общий план
терапии и консультирования в дианализе, если пользоваться пентадным способом
формализации:
1. Ситуация.
2. Интерпретация.
З. Движущая идея
консультирования.
4. План ответственного поведения.
5. Резюме (общее именование
смысла происходящего).
Все, что надо формально совершить
специалисту в области терапии и консультирования, так это — выяснить жизненную
ситуацию, в которой находится его клиент(1), интерпретировать её по
определённым правилам, чтобы не придумать того‚ чего в ситуации нет(2), обнаружить
движущую идею — так называемую в дианализе «терапевтическую идею»(З),
составить с клиентом план ответственного поведения(4) и всё это свести в
резюме(5).
Логическое место в пентаде
определяет саму формализацию.
«Ситуация» есть то единое, в котором синкретически сплетаются все
смыслы и потенциальные возможности процесса консультирования — в самой ситуации
находится ключ к решению жизненных задач и пониманию проблем.
«Интерпретация» есть бесконечное множество различных оценок,
объяснений и толкований реальной ситуации, ограниченных, поставленных в строгие
пределы используемых определений и понятий.
«Движущая идея» есть синтез первого и второго моментов‚ а именно -
алогическое становление реального понимания реальной ситуации в жизни клиента.
«План ответственного поведения» есть фактичность терапии и консультирования,
воплощение движущей идеи в реальные дела и поступки.
«Резюме» есть то нестановящееся, мифо-поэтическое обобщение всей
работы по осознанию жизненной ситуации, которое освещает, украшает и славит
(слава есть именованное бытие) обыкновенную человеческую жизнь, придаёт ей
необыкновенный
смысл и оправдание страданий и
лишений.
Можно нормализацию описания процесса консультирования и
терапии представить в форме пяти вопросов, на которые клиент должен ответить с
помощью своего консультанта или терапевта:
1. «Что я делаю?»
2. «Что это означает, что я делаю?»
3. «Что я ещё могу Делать?»
4. «Я это буду делать (что запланировано)?»
5. «Как я всё это назову?»
Отвечая на первый
вопрос, клиент должен сознаться, по крайней мере самому себе, в какой
действительной, а не вымышленной, ситуации он находится, что он делает, чтобы эта
ситуация длилась или прекратилась.
Отвечая на второй
вопрос, клиент должен отдать отчёт о том, какой философией (мировоззрением,
убеждениями, внушениями, заблуждениями, фантазиями, оценками и прочей гносеологией)
он пользуется, чтобы оставаться «носителем проблем».
Отвечая на третий вопрос,
клиент должен собраться с мужеством и запланировать реальный выход из
создавшейся ситуации. Для этого и нужна «движущая идея».
Четвёртый вопрос требует
честного ответа на то, будет ли намеченный план выполняться или он ляжет на
«дно сознания» мёртвым интеллектуальным грузом.
Отвечая на пятый
вопрос, клиент находит смысл своей жизни, данный в обозначенном эпизоде. В
идеале надо придумать афоризм, в котором этот смысл заблистает как огранённый
алмаз, т.е. бриллиант!
стр.259-261
Практическая реализация дианализа
осуществляется с помощью протокола. Протокол Дианализа — формализованная
программа помощи, разложенная на стадии и стороны процесса оказания помощи.
Первая стадия: Установление
контакта, знакомство не только с самим клиентом, но и с его жизненной
ситуацией, внутренними событиями (переживаниями и «симптомами»), которые
рассматриваются как отражение внешних жизненных событий. Запрос, то есть
желательная цель клиента, находится на стороне терапевта, поскольку запрос
должен точно соответствовать компетенции терапевта.
Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента.
Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).
Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.
Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи.
Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента.
Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).
Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.
Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи.
На стороне клиента располагаются 12 пунктов зоны
ответственности самого клиента, на стороне консультанта 12 пунктов
динамического процесса:
Тематика («пункт»)
|
Сторона клиента
|
Сторона консультанта
|
1 Внешнее событие
|
Событие
|
Повод обращения
|
1 Внутреннее событие
|
Переживание
|
Причина обращения
|
1 Экспрессия
|
Симптом
|
Запрос на изменение
|
2 Детализация
|
Проблема как рассказ
|
Проблема как конструкт
|
2 Концептуализация
|
Гипотеза «полома»
|
Неудачный синтез
|
3 Достижимое
|
Цель
|
Доступ к ресурсу
|
3 Недостижимое
|
Мечта
|
Идея (идеал)
|
4 Альтернативы
|
Мероприятия
|
Задание
|
4 План
|
Действия
|
Тренинг
|
4 Осмысление
|
Мотив
|
Подкрепление
|
5 Резюме
|
Обобщение
|
Терминация
|
5 Окончание
|
Итог
|
Новая проблема
|
Протокол дианализа отражает равенство сторон в
терапевтическом процессе, что ведёт к минимизации так называемой «ошибки
всемогущества» в терапии, когда психотерапевт или консультант пытается решить
(или даже взять на себя) все проблемы своего клиента.
смотрим в самом Протоколе, стр.262 книги "Смысл нерукотворный":
Протокол, как это объясняется в словаре Брокгауза, есть акт,
составленный уполномоченными на то должностными лицами (в данном случае –
психотерапевтом) в удостоверение тех или иных событий. Ожидаемым событием
является определенное улучшение состояния клиента. Однако к этому «Большому
событию» ведут масса малых событий, которые и составляют то дело, которое
делают психотерапевт и его клиент.
Ситуация:
в психотерапии "ситуация" всегда "социальная ситуация"
дачи-принятия помощи. Два человека создают ситуацию передачи знаний, пожеланий,
поддержки, транзакций и пр.
Протокол поддерживает равенство и симметрию интерпретаций и
оценок. Интерпретация – это «орудие», которым пользуется дианалитик. Оценка –
на стороне клиента. Если и оценки, и интерпретации (диагноз) будут только на
стороне психотерапевта, то такой протокол будет фиксировать некую экспертизу
либо манипуляцию над сознанием «неправильного человека», а не помощь одного
человека другому.
Интерпретация:
в психотерапии "интерпретация" всегда "конструкт" -
логическая система объяснения вырванных из жизни клиента фактов.
Оценка:
со стороны клиента "оценка" весть сравнение с "эталоном"
здоровья, благополучия или нездоровья и неблагополучия.
Терапевтическая (спасительная, оздоравливающая,
выводящая из кризиса и пр.) идея получается в процессе развёрнутого
диалога между дианалитиком и клиентом и выражается в любой понятной для клиента
форме. Протоколирование позволяет точно и многообразно (научно и вненаучно,
художественно и технично) описать Идею, которая поможет клиенту изменить свою
жизнь. Далее это описание трансформируется в мотив деятельности или План
Ответственного Поведения, который немедленно начинает исполняться по следующему
протоколу.
Цели изменений (терапии):
чаще всего под "целью" подразумевают некое "желательное
состояние" клиента, но на самом деле всё зависит от выбранных средств.
Средства:
всё, что используется для выявления и достижения целей, что не есть
"цель".
Исполнение плана, который создан практически самим клиентом
при интеллектуальной и моральной поддежке психотерапевта-консультанта, есть
совершенно естесвенное продолжение результативного, синтезирующего анализа
противоречий в жизни личности.
Ответственное поведение:
поведение, ответственность за которое полностью берёт на себя человек.
Исполнение:
полное выполнение намеченного, "наполнение" идеи действиями.
Результат терапевтических действий дианалитика, полученный в
процессе сессии, регистрируется в параметрах Декалога на естественном языке:
какие именно, например, установлены дружеские отношения, в чем они выразились;
каков и какими средствами построе терапевтический контекст и т.д. Оснавная идея
дианализа состоит в том, что абсолютно неэффективной терапии нет – что-то может
произойти, поэтому важно уметь зафиксировать положительный эффект, назвать его
и предъявить клиенту.
Результаты:
симптоматическое, патогенетическое излечение, новые навыки, личностный рост и
др.
Резюме:
психотерапия как полноценное исследование личности в контексте реального
окружения и задач приспособления.