21.05.2015

5 традиций помощи человека человеку





Психологическое консультирование, психотерапия, коучинг – это синтетическое увязывание существующих традиций помощи человека человеку. 

Автор дианализа В.Ю. Завьялов выделяет 5 таких традиций: сократический диалог, арете-терапия, реализм межличностного общения, принципиальная несерьезность, здравомыслие.
  1. Сократический диалог.  Одно из пониманий диалектики – это искусство ведения беседы, «умный разговор человека с человеком», а также практика самопознания через строгую систему понятий и размышлений. Сократический диалог – это методологическая основа второй формы помощи в дианализе – дискуссии. Специалист по психологической помощи, который не умеет мыслить нелинейно, парадоксально, вряд ли сможет качественно помогать клиенту преодолевать «тупиковые», «безвыходные» ситуации (именно так воспринимают клиенты жизненные трудности, по поводу которых обращаются за психологической помощью). В традиции сократического диалога главный результат – не готовые истины, теории, концепции, а выводное знание. Знания «выводятся» из самого клиента, а не предлагаются в качестве готовых руководств к действию.
  2. Арете-терапия. Традиция ведет историю своего существования со времен древнегреческих философов и софистов. В центре внимания стоит доблесть, собранность духа (как в боевых искусствах). Результат арете-терапии – усиление духа, этического и личностного начала в человеке. А.И. Яроцкий (русский психотерапевт начала прошлого века) именно идеализм (смысл, а не слово) считал лечебным фактором. Главной целью работы дианалитика признается усиление личности.
  3. Реализм. Это традиция точного различения вещи и имени вещи, факта и смысла. Консультант (психотерапевт, коуч) не должен становиться соучастником искривлений восприятия мира клиентом. Необходимо помогать человеку сосредотачиваться на реальных объектах, не поддерживать «паратаксисы» (Стак Салливен) – направленность на нереальные объекты, например, обращение к умершему человеку. Реализм – один из постулатов помощи в дианализе. 
  4. Принципиальная несерьезность. Речь идет о традиции восприятия всего, что происходит, как свободной игры культурного смысла и сил природы. Игра и смеховая культура являются проявлениями свободы, и, таким образом, служат решению главной задачи психологической помощи – усилению личности. Ведь сущность личности – это абсолютная свобода. Поэтому «несерьезный» формат помощи как условие проявления свободы является существенным признаком высокого ее уровня.
  5. Здравомыслие. По Г.С. Сковороде, здравомыслие – это своеобразный посредник между верой и знаниями или их синтез. Психологическая помощь не может базироваться только на вере или только на знании. Именно соответствие или несоответствие здравому смыслу является для человека критерием верного или неверного решения (а не соответствие даже проверенным теориям или собственной вере, не подкрепленной знанием). Одно из авторских определений дианализа – методология здравомыслия. В выделенных А.Ф. Лосевым способах философствования здравомыслие – первый, своеобразная первооснова мышления: только на этой основе возникают научное, мистическое, диалектическое и мифологическое мышление. 



    В отличие от большинства современных направлений психологической помощи, в дианализе в центре внимания стоит не теория личности, а теория помощи. Это первая отличительная особенность дианализа. «Получателю» помощи нет дела до того, какие концепции разделяет помощник, в какой вариант взаимодействия структур и подструктур личности он верит. Главное, чтобы помощь была действенной, эффективной. А чтобы она была действительно такой, помогающему необходимо иметь надежную основу – теорию: как известно, практика без теории опасна. 
    В основе предлагаемой в дианализе теории помощи лежит организация ресурсов, прежде всего, консультанта (психотерапевта, коуча). Только «организованный» помощник способен содействовать необходимой для каких-то целей организации клиента.
    В этом подходе полагается, что лучше всего начать с организации мышления. Если я мыслю сущностно, точно, полно, реалистично, то и жизнь в целом для меня приобретает черты определенности, осмысленности, объемности. 
    Дианализ – это метод психологического консультирования, психотерапии и коучинга, основанный на точной организации мышления. Такая организация достигается за счет овладения консультантом (психотерапевтом, коучем) пентадным принципом размысливания проблемы, трудности, сложного вопроса жизни. Пентада абсолютной диалектики А.Ф. Лосева - основной логический инструмент дианализа. Применение этого инструмента к разрешению трудностей из любого проблемного поля гарантирует понимание сути проблемной ситуации, видение логики ее развития и возможностей выбора вариантов этого развития, различение только мыслимых изменений от происходящих на самом деле, возможность быть «хозяином ситуации». 
    Приоритет логического (диалектического) анализа над психологическим – это вторая отличительная особенность дианализа. Вместо решения задачи ориентации в бесчисленном множестве психологических концепций дианалитик решает задачу анализа противоречий, которые составляют логическую основу любой проблемы. 

    Основная формула дианализа – примирение неизбежных противоречий в жизни личности.
    Четкое и логичное представление дианализа как системы психологической помощи – это еще одна отличительная особенность этого метода. Дианализ включает в себя аксиомы, формы и принципы помощи.
    Аксиомы отражают основные мировоззренческие позиции дианалитика. Они таковы: 
    1. Аксиома помощи: во главу угла следует ставить теорию помощи, а не теорию личности. Действенная помощь важнее создания теории личности.
    2. Аксиома проблемы: проблема – это попытка разрешения неизбежных противоречий в жизни человека; проблему можно только понять, но не разрешить – решается задача, условия которой определяются при идентификации проблемы.
    3. Аксиома личности: личность – носитель проблемы (но не источник ее!). Сама личность не «продуцирует» проблем. 
    4. Аксиома реальности: реальность – источник проблем. Только в самой реальности существует противоборство различных интересов, сил, тенденций и т.д. Человек - тоже часть этой реальности, он входит во множество противоборствующих групп, его интересы часто противоречат интересам других. Поэтому он и становится носителем проблем.
    5. Аксиома символа: символ – выразитель проблемы. Проблема может быть представлена в личности только в каком-то символическом виде – словесном, телесно-выразительном, опосредованном и т.п.  
    Основной психотехнический прием в дианализе – синтез. Речь идет о синтезе противоположностей, выявление которых помогает идентифицировать сущность жизненных трудностей клиента. Автор метода предлагает 5 форм (психотерапевтических стратегий) помощи. Размысливание проблемы и решение задачи происходит за счет нахождения временного, локального синтеза противоположностей, которые составляют противоречие, являющееся логической основой проблемы. 

    В 1-ой форме помощи – интервью – синтез противоположностей достигается на основе здравомыслия; во 2-ой форме – дискуссии – на основе общего понятия; в 3-ей форме – дианалитической иммагинации – на основе единого образа; в 4-й форме – реорганизации – на основе общей организации; в 5-ой – амплификации – на основе единого сюжета. 

    Декалог (10 принципов помощи) служит объяснению целей, регуляции процесса и проверке результатов психологической помощи. В мировом опыте психотерапии содержится огромный «багаж» удачных подходов, тактик, решений. Было бы неразумно отказываться от этого опыта. Однако этот большой багаж для его максимально полного и адекватного использования нуждается в упорядочивании и организации. Система принципов дианализа является полезным вариантом такого упорядочивания. 
    1. Диада – создание терапевтических отношений между терапевтом и клиентом.
    2. Диагнозис – познание жизненной ситуации клиента вдвоем, объединенным сознанием, создание терапевтической идеи.
    3. Диалог – терапевтическое средство персонализации терапевтической идеи.
    4. Дилемма – терапевтическая процедура создания ситуации выбора, где личность клиента проходит своеобразное «крещение», взрослеет.
    5. Динамика – терапевтическая динамика, реализация идеи, плана выздоровления.
    6. Диалектика – терапевтическая логика, скрепление текучего бытия в целостную смысловую картину необходимых преобразований.
    7. Диверсификация – терапевтический перенос положительного опыта, полученного в процессе консультирования, в другие сферы личностного бытия клиента. 
    8. Дивергенция – терапевтическое расширение связей с другими людьми.
    9. Диететика – терапевтическое потребление, здоровое потребительское поведение, рациональное потребление всего, что потребляет человек как личность.
    10. Диатриба – терапевтическое оправдание и защита здорового образа жизни.

    Таким образом, дианалитик – это специалист в области оказания психологической помощи (сфера «интеллектуальных психологических» услуг), принимающий аксиомы,  использующий стратегии (формы) и следующий принципам дианализа.

    Четвертая отличительная особенность дианализа связана с ролью дианалитика в процессе предоставления психологической помощи. Дианалитик – это методолог, организатор мыслительной работы клиента над проблемой. Его задача – помочь клиенту организовать (реорганизовать) имеющиеся у него знания в соответствии со стоящими перед ним задачами. Дианалитик ставит во главу угла не технологию, а методологию. Технологии важны, но еще более важна способность правильно понимать и размысливать проблему, грамотно переводить ее на уровень задачи и выбирать адекватные для решения этой задачи технологии.
    Такая позиция позволяет помогать разрешать трудности клиента быстро (скоростное мышление) и экологично (без навязывания готовых рецептов, чуждых клиенту технологий, собственных заготовок и т.д.).

    И, наконец, пятая отличительная особенность дианализа – это его «сродность» нашему менталитету. Этот метод вырос на почве философии русского мыслителя А.Ф. Лосева: разработанная философом пентадная диалектика является методологической основой дианализа. Кроме того, в дианализе используются идеи нашего великого соотечественника Г.С. Сковороды, а также русских философов Н.А. Бердяева и М.М. Бахтина.