25.11.2015

А.Ф. Лосев о требованиях философии


А.Ф. Лосев о требованиях философии:

"Я люблю философию и ухлопал на нее всю жизнь. Я знаю, что существует истина и есть разум истины. Философия для меня - и наука, и мудрость, и внутренняя жизнь. <...> эта идиотка взяла у меня все силы, но дала то немногое, что я мог бы и без нее иметь, но, пожалуй, в гораздо больших размерах. Она требует от меня того, что и сама не знает. То давай ей науку.

Даешь науку, она кричит и корчится в нервном припадке: не науку, не науку, мудрость давай, - наука - пошлость, мудрость, мудрость! Начинаешь читать мудрых и им подражать, эта истеричка с кровавыми глазами и сжатыми кулаками пищит и вопит: ах, да не мудрость, не мудрость, общественное приложение, людям пользу от философии давай, - не отшельничество, борьба, борьба, общественно-политическая борьба!

В конце концов, я теперь и не знаю: что с меня, собственно говоря, требуется и что я за несчастный Чеховский Епиходов, на которого валится двадцать два философских несчастья?

Невозможно сказать, что если философии нет, то она и не должна быть. Я думаю, и Вы не посмеете сказать, что ее не должно быть. Она должна быть. Но как, как она должна быть? Как вылечить эту философскую истерию и как вернуть это "погибшее, но милое создание" к "честной трудовой жизни" (простите за пошлость!). - жду ответа"
.
(Из письма А.Ф. Лосева А.А. Мейеру, Москва, 17 января 1935 г. Цитируется по: "Алексей Федорович Лосев: из творческого наследия: современники о мыслителе".)