26.11.2015

Теория контроля В. Глассера


Глава 4. Преодоление беспомощности

Теория контроля В. Глассера

Другой психолог, работающий независимо от Селигмана, Вильям Глассер, пришёл к похожим выводам, но без экспериментов. Люди сами экспериментируют над собой, считал Глассер. Они могут сами создать для себя нечеловеческие условия существования.

Надо только как следует расспросить их, как им удаётся быть несчастными. Глассер не пользовался термином «выученная беспомощность», но также считал, что основная проблема его клиентов – убеждение в неуправляемости событий и невозможности управлять окружающей реальностью.

Люди не берут в руки контроль над тем, чем они могут контролировать и, прежде всего, контроль над собственным поведением. По Глассеру, любое поведение, даже самое необычное и патологическое, например, психоз или депрессия, мотивированно какой-либо базовой потребностью, которая никогда не является сама по себе патологической. Клиент выбирает неверный способ удовлетворения потребности.

Беспомощность как поведение также является плохим способом удовлетворения базовой потребности, например, потребности в любви и принадлежности. У всех людей, воспитанных в современной культуре, имеется опыт ухаживания. Мама любит, и с нежностью делает за малыша почти всё.

С возрастом, несмотря на «праведный гнев», мать перепоручает всё больше и больше дел малышу: ходить, брать и подносить к глазам игрушки, самому есть, одеваться и т. д. Некоторые дети с удовольствием пользуются возможностью самому брать контроль над вещами и событиями в свои руки.

Из таких ребятишек вырастают оптимисты и руководители, у которых даже в строгих экспериментах не вырабатывается выученная беспомощность. Наоборот, у тех детей, которым запрещали проявлять самостоятельность, у которых отбирали инструменты контроля реальности («ты не умеешь, дай сюда», «разве так делают, вот смотри, как надо делать», и т. д.) или наказывали за инициативу, попытку самому что-либо контролировать, легко вырабатывалась «выученная беспомощность», а по Глассеру – «выбор несчастья». 

В последствии В. Глассер изменил название своей теории, и она превратилась в «теорию выбора». Всякое поведение всегда есть результат выбора. Передача управления собственной жизнью в чужие руки – это тоже выбор с надеждой, что «добрые люди» всё сделают правильно, догадаются о моей потребности и принесут всё, что мне нужно, на «тарелочке с голубой каёмочкой».

Метод терапии, предложенный Глассером, называется «терапия реальностью». В самом грубом переводе это звучит как рефрен одной из песен В. Высоцкого: «Жизнь научит…». В реальности находятся рычаги управления и собственным поведением и собственной жизнью. «Кнопки» находятся не в голове, не в «подсознании» или «бессознательном», а снаружи, в реальности, в реальном мире. А он, этот мир, один! Отражений, конечно, много, но мир один, один единственный, составляющий Единое целое.

В экспериментах Дональда Хирото, коллеги Селигмана, по выключению неприятного звука у одной трети испытуемых беспомощность не вырабатывалась: несмотря на постоянные неудачи контролировать ситуацию, что было запланировано, они продолжали искать рычаги контроля. Это – факты невосприимчивости к обучению быть беспомощным существом. Их попытались объяснить другой теорией.

Институт Дианализа