26.11.2015

Опыты Селигмана ...


Глава 4. Преодоление беспомощности

Опыты Селигмана

Мартин Селигман открыл закон5, один из немногих настоящих психологических законов, некоторую закономерность, повторяющуюся в определенных условиях с необходимостью.

Если животное, включая и человека, обучается тому, что от его поведения ничего не зависит, что оно (он) не контролирует ход важных для его жизни событий, то такое животное становится беспомощным существом. Более того, обучившись беспомощности в одних обстоятельствах, существо становится беспомощным и в других обстоятельствах тотально.

Эксперименты Селигмана – не только научный факт, но и отличная метафора жизни человека в обществе. Забудем на время о том, что каждый человек – это личность, ведь личность живёт не по законам внешнего окружения, а подчиняется только нравственным законам, свободно осуществляя свой выбор (Н. Бердяев).

Рассмотрим человека как индивидуума, т. е. как часть социальной системы. Все мы, в таком случае, как и подопытные собаки Селигмана, находимся в «экспериментальном ящике». Этим ящиком является социальная группа, сообщество людей, организация, институт…

Вопрос в том, имеем ли мы доступ к рычагам управления, можем ли свободно «отключать болевой шок», или этот рычаг находится в другом «ящике» и иные «собаки» могут (в своих целях, конечно) отключать болевое воздействие и на себя и на других?
__________
5Мартин Селигман работал в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса И. П. Павлова.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока.

Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук также, как они раньше реагировали на электрошок – будут выскакивать из ящика и убегать. Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей! Селигман описывает схему эксперимента:

«…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная»» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала». [Селигман, 1977, Цит. по В. Ромеку, 2002].[2].

Институт Дианализа