Глава 3. Дача по-мощи
По мощи его
Само слово «помощь» как-то
связано с «мощью», «мощами», с тем, что не поддаётся скоротечному времени,
остаётся стабильным и неприкосновенным, как скелет тела. Всё остальное –
бренное, тленное, а остов-скелет остается.
Слово «помощь» этимологически
относится к тому, что считается «остовом», скелетом бытия. Таким остовом в
классической русской философии, которая всегда была религиозной, от Г.
Сковороды до А. Лосева, был смысл, логос.
Смысл как «скрепы бытия», как
логический «Скелет бытия», и есть главная константа жизни. Это можно сравнить с
главной физической константой на земле – гравитацией. Она везде одинакова на
поверхности земли. Её нельзя ничем «подкупить», «ослабить по блату», усилить по
желанию начальника и т. д.
Это – мощь земли. В человеческом
существовании такой константой является смысл его жизни в целом, «логический
скелет бытия», смысловая опора всех остальных психических функций, которые
никогда не имеют (в норме) ведущей роли, а только обслуживают главную мощь
человеческого бытия – смысл.
Получается, что помогая другому
человеку, мы обязаны считаться с его мощью, с его логическим, «смысловым
скелетом», и давать по мощи его, т. е. в полном соответствии с его смысловой
картиной мира, с его «логическими скрепами бытия». Помощь должна укреплять
имеющийся смысл. Увеличивать этот смысл, иначе это помощью не будет.
Институт Дианализа