25.11.2015

Удочка или рыба ...


Глава 3. Дача по-мощи

Удочка или рыба

Во многих учебных пособиях по теории и практике психологической помощи, а также на семинарах, часто используется метафора Носсрата Пезешкиана о том, что настоящая помощь человеку – это обучение «удить рыбу», в то время, как дача рыбы или кормление рыбой – путь воспитания иждивенчества и беспомощности.

Да, это – красивая притча о том, что лучше делать человеку рыболовные снасти, которые его кормят, чем готовую к употреблению рыбу. Однако, всё гораздо сложнее, чем говорится в притче. Ну, например, какие такие снасти может психолог дать своему клиенту? Где посоветовать «удить рыбу»? Что делать психологу, если клиент вместо рыбы выудит несъедобную вещь?

О том, как в метафоре рыбной ловли сущность и явление меняются местами, как происходит диалектическая игра смысла, будет сказано во второй главе. Сейчас только помыслим об одном аспекте: направления поиска психологического ресурса (рыбы).

Во многих руководствах по психотерапии это направление определяется как «поиск внутренних резервов», «обращение к глубинам подсознания», «к себе самому», «к самости», и т. д. Где это? Что за «водоём»? Что такое «внутренняя жизнь»? Не в ней ли заключены проблемы клиента, его затруднения? Так куда же ему обращаться? Что вылавливать в «микрокосмосе» смыслов и значений? 

Легко сказать – на тебе удочку и лови здесь! Варианты: вы сами должны решать, как вам жить; вы сами должны выбирать свой путь, я только показываю направление, т. п.

На мой взгляд, нет более бездушной и вызывающей отчаяние и безнадёжность «формулы» помощи, как – «Всё в ваших руках, будьте хозяином своей жизни, делайте, что хотите»! Звучит очень демократично и либерально. Но это – отказ в помощи и утверждение философии» «Спасайся, как можешь, никто тебе не поможет»!

А вот более запрятанная в одежды «личного достоинства и свободы» формула помощи, которую часто применяют в терапии для людей зависимых от алкоголя и прочих наркотиков: «Если вы сами себе не поможете, то никто вам не поможет»! Говорить им такое – почти то же самое, что говорить увязшему в болоте человеку: «Если вы не перестанете дёргаться и не станете себе помогать, то никто не поможет вам выбраться из трясины».

Ему надо подать руку, а вцепится он в неё и без инструкций. Зависимый человек не может себе помочь, поэтому нуждается в помощи, ищет эту помощь, готов принять эту помощь, даже «вцепиться» в неё. Да и любой другой клиент, пришедший за помощью к психологу-консультанту или психотерапевту, ищет помощи, а не указания начать срочно заниматься самопомощью.

Если «Формула помощи» сработает, и клиент прежде, чем получить помощь от консультанта, начнёт сам себя «вытаскивать за волосы» из болота, как барон Мюнхгаузен, то спрашивается, зачем ему нужен внешний помощник? Не является ли это уловкой «помощника», который не знает, как на самом деле помочь другому человеку, но скрывает сам свою беспомощность за псевдомудростью – «помоги себе сам, тогда тебе любой поможет»?

Институт Дианализа