02.12.2015

Теория оптимизма


Глава 4. Преодоление беспомощности

Теория оптимизма

Попытка объяснить факты невосприимчивости некоторых людей к ситуациям беспомощности привели Селигмана и его коллег к «теории оптимизма». Суть оптимизма состоит в особом способе объяснения причин неудач и успеха. Успехи оптимисты считают личной заслугой, а неуспех и неудачи приписывают случайному стечению обстоятельств: успех – необходимость, неудача – случайность.

Запомним эту форму атрибуции. Теория оптимизма подтвердилась в ряде сфер деятельности человека. Более оптимистичные политики выигрывают выборы. Оптимистичные менеджеры совершают больше продаж и заключают больше сделок. Много лет бестселлером в США и странах Европы была книга Норманна Казинса, в которой он рассказал, как вылечил у себя смертельную болезнь (коллагеноз) тем, что смотрел целыми днями кинокомедии. Умереть не удалось.

Заряженный оптимизмом известных комиков Казинс преодолел тяжелую болезнь и впоследствии стал пропагандистом «духовного лечения»6. Ещё русский хирург Пирогов отмечал, что во время наступления войск раны у воинов заживают быстрее и реже гноятся. Наоборот, в период поражений, отступлений, раны затягиваются медленнее и часто гноятся. Оптимизм способствует напряжению иммунитета, а пессимизм – нет.

Конечно, со времен Вольтера оптимизм в философии, сформулированный Г. Лейбницем – «мы живём в лучшем из всех возможных миров», - подвергается уничтожающей критике. Лейбниц, с точки зрения Вольтера, имел в виду «лучший из миров», устроенный Божественной Волей.

Любое несчастье или безобразие в этом мире считается частным случаем, даже «слепой точкой зрения» отдельного человека. Вольтер боролся с такой теорией, которая оправдывала зло и насилие. Судом Разума этот «лучший из миров» превращался в «сумасшедший дом вселенной» («Кандид или Оптимизм»).

Крайние случаи оптимизма или тотального «позитивного» мышления являются скорее признаками глупости («эректильный дебил» был известен старым психиатрам). Миниакальный больной проявляет крайнюю степень оптимизма, в котором абсолютно растворяются существующие противоречия. Вольтер в своей философии, направленной против идиотского оптимизма, выставлял принцип «незамаскированного противоречия» (Ю. Лотман, [3]).

Именно это незамаскированное противоречие, очевидно, и обнаружил М. Селигман у оптимистов: парадоксальную атрибуцию событий, отнесенных к «удаче» или «неудаче». Понятно, что к удаче ведёт выполнение правильно составленного плана, в котором учитывается реальность, а к неудаче – бесплановое действие «наобум» или «на авось». Но оптимист первое приписывает себе, а второе – «случайности», тому же «богу Авось», который не справился с задачей. Это, конечно, парадоксальное предписание атрибута! Оно не реалистично.

Однако, если реальность такова, что даёт человеку множество неуспехов, отказов и барьеров, то такой парадоксальный способ оценки действительности может сохранить веру в собственные силы, уберечь психику человека от вполне реального пессимизма.

Пессимист вероятнее всего откажется от помощи: «всё равно мне ничто не поможет». Пессимист – это тот, кто о каждом своём переезде на новое место извещает похоронное бюро (Ашар). Практически, любой клиент, обратившийся за помощью, в какой-то степени проявляет пессимизм, который мешает ему помочь решить задачи возобновления продуктивного контроля своей жизни.

Так же не способствует, а мешает, оказанию помощи излишний оптимизм, как это бывает у привыкшего к эйфории алкоголика. Пока не будет проведена «интервенция» в это мнимое благополучие, пока реальность не коснётся замутнённого сознания, вызвав здоровый пессимизм оценок, и психотерапия, и консультирование будут успешно блокированы.
___________
6Норман Казинс считается и основателем науки «гелотологии» (gelos в переводе с греческого – «смех»). После своего выздоровления удачливый экспериментатор организовал кафедру изучения возможностей смехолечения. Сейчас смехотерапевты-гелотологи особенно популярны в США, где уже можно найти около тысячи подобных специалистов.

Институт Дианализа