08.12.2015

Метафора помощи


Глава 7. Дианализ как обучение помощи

Метафора помощи

Выделенные мотивы можно использовать для описания наиболее общих моментов помощи личности в контекстах «спасения», «сохранения», «освобождения» и «преображения»:

1)      Получение задания найти и спасти Душу.
2)      Спуск на бренную землю – действительность.
3)      Уподобление людям с их привычками.
4)      Отравление и сон-забвение.
5)      Пробуждение вестью, восстановление памяти.
6)      Спасение души (жемчужины).
7)      Триумфальное возвращение домой.
8)      Воссоединение со своим идеальным «Я», обретение целостности.
           
 Теперь понятию «Царский сын» припишем значение «психотерапевт» и получим полное описание того процесса, который (в идеале, конечно) происходит во время терапии в глубинах души психотерапевта. Есть достаточно ясные и «читаемые» внешние проявления этой цепочки событий, но по существу – это внутренний процесс, который в психоаналитической литературе получил именование «контртрансфер».

В дианализе этот внутренний аспект работы психотерапевта и консультанта именуется просто «самоконтролем», куда входит всё, что связанно с профессиональной идентификацией, самоорганизацией и техникой безопасности. Сюда же нужно отнести и профессиональные проблемы.

Одна из них аналогична известной проблеме соотношения цены и качества – соотношения «контрактности» и «душевности» при оказании психологической помощи. По контракту помощник оказывает оговорённую услугу, за что получает денежное вознаграждение. По «миссии» же он, в то же самое время, при тех же условиях делает нечто больше, чем «психологическое обслуживание». Можно назвать это «нечто большее» созданием определённого контекста помощи.

Смысл этого контекста можно определить в самом общем виде как «Спасение личности». В самом деле, что именно делает психотерапевт и консультант по существу? Разве он борется с симптомами, болезнями и страстями? Нет. Это всё может и быть, но это не существенная часть работы.

Существенная часть – укрепление личностного начала в человеке, спасение «смыслового всеединства человека», т. е. его личности от «коррозии характера» (Р. Сеннет), от «деградации», дезорганизации, раздвоения и «расщепления», диссоциации и деперсонализации.

В этой развёрнутой метафоре психотерапии («персональный миф терапевта) наиболее интересным и, может быть, самым важным (или, по крайней мере, самым драматическим) моментом является пятый мотив: спасение спасителя.

Посланный спаситель сам попадает в ловушку, в которую его никто не загонял – он добровольно входит в неё, это непременное условие спасения души – уподобиться людям, ведущим «беспробудный образ жизни».
            
Миссия спасителя предполагает, что самого спасителя необходимо спасти от тех же опасностей, что и того, кого он спасает. Если в символе личности психотерапевта «спасённый спаситель» («раненый целитель») нет выхода из ловушки, рана не излечима, более того – она нужна для работы, её необходимо «обрабатывать эмпатией, чтобы «не зарастала», то в символе процесса психотерапии спасение психотерапевта является необходимым условием самой психотерапии.

Институт Дианализа