Глава 7. Дианализ как обучение
помощи
Метафора помощи
Выделенные мотивы можно
использовать для описания наиболее общих моментов помощи личности в контекстах
«спасения», «сохранения», «освобождения» и «преображения»:
1) Получение
задания найти и спасти Душу.
2) Спуск
на бренную землю – действительность.
3) Уподобление
людям с их привычками.
4) Отравление
и сон-забвение.
5) Пробуждение
вестью, восстановление памяти.
6) Спасение
души (жемчужины).
7) Триумфальное
возвращение домой.
8) Воссоединение
со своим идеальным «Я», обретение целостности.
Теперь понятию «Царский
сын» припишем значение «психотерапевт» и получим полное описание того процесса,
который (в идеале, конечно) происходит во время терапии в глубинах души
психотерапевта. Есть достаточно ясные и «читаемые» внешние проявления этой
цепочки событий, но по существу – это внутренний процесс, который в
психоаналитической литературе получил именование «контртрансфер».
В дианализе этот внутренний
аспект работы психотерапевта и консультанта именуется просто «самоконтролем»,
куда входит всё, что связанно с профессиональной идентификацией,
самоорганизацией и техникой безопасности. Сюда же нужно отнести и
профессиональные проблемы.
Одна из них аналогична известной
проблеме соотношения цены и качества – соотношения «контрактности» и
«душевности» при оказании психологической помощи. По контракту помощник
оказывает оговорённую услугу, за что получает денежное вознаграждение. По
«миссии» же он, в то же самое время, при тех же условиях делает нечто больше,
чем «психологическое обслуживание». Можно назвать это «нечто большее» созданием
определённого контекста помощи.
Смысл этого контекста можно
определить в самом общем виде как «Спасение личности». В самом деле, что именно
делает психотерапевт и консультант по существу? Разве он борется с симптомами,
болезнями и страстями? Нет. Это всё может и быть, но это не существенная часть
работы.
Существенная часть – укрепление
личностного начала в человеке, спасение «смыслового всеединства человека», т. е.
его личности от «коррозии характера» (Р. Сеннет), от «деградации»,
дезорганизации, раздвоения и «расщепления», диссоциации и деперсонализации.
В этой развёрнутой метафоре
психотерапии («персональный миф терапевта) наиболее интересным и, может быть,
самым важным (или, по крайней мере, самым драматическим) моментом является
пятый мотив: спасение спасителя.
Посланный спаситель сам попадает
в ловушку, в которую его никто не загонял – он добровольно входит в неё, это
непременное условие спасения души – уподобиться людям, ведущим «беспробудный
образ жизни».
Миссия спасителя предполагает,
что самого спасителя необходимо спасти от тех же опасностей, что и того, кого
он спасает. Если в символе личности психотерапевта «спасённый спаситель» («раненый
целитель») нет выхода из ловушки, рана не излечима, более того – она нужна для
работы, её необходимо «обрабатывать эмпатией, чтобы «не зарастала», то в
символе процесса психотерапии спасение психотерапевта является необходимым
условием самой психотерапии.
Институт Дианализа