Часть 2. диагнозис
Глава 9. Раскрывающийся смысл
Что есть смысл?
Под термином «смысл» чаще всего
понимают некую «истинную природу» того предмета или явления, которую стремятся
познать или постичь. Самое главное то, что смысл нельзя сконструировать,
реконструировать, сочинить и прочее. Это то, что невозможно произвольно
создавать, менять или трансформировать.
Вот простейшая операция ума –
мысленное вращение какого-либо предмета (пространственное воображение). Поворот
и развёртывание новой перспективы – это настоящая операция ума, манипулирование
в уме предметом. А вот понимание этого предмета, возникающее при смене
перспективы, есть раскрывающийся смысл данного предмета.
Люди так же вертят в руках
изучаемую вещь, пока не «поймают» смысл этой вещи, пока не поймут, откуда она,
зачем она, какова её индивидуальная судьба, кто вложил в эту вещь какой-то иной
(для неё самой) смысл. Последнее очень важно, поскольку речь идет о
символической значимости любой вещи: вещь указывает на другую вещь, и эта
другая вещь и есть смысл, заключенный в данной вещи.
Дети знакомятся с диалектикой
раскрывающегося смысла в игре с матрёшкой, которая известна всему миру как
«русская кукла». Внешняя матрёшка есть сама по себе (самость, self матрёшки),
но она содержит в себе совсем другую, хоть и похожую, куклу – «иную матрёшку».
Без этой иной внешняя матрёшка была бы и не матрёшкой.
Таким образом, определение смысла
следующее: смысл – это то внутреннее содержание предмета познания, которое
раскрывается при определённых условиях. В руках ребёнка верхняя часть матрешки
«вдруг» снимается как крышка, или отвинчивается, и взору открывается внутреннее
«содержание» матрёшки. Естественно, не сам играющий ребёнок создал это
содержание, он его просто открыл.
Почти все выдающиеся открытия в
науке происходят именно по этой «детской» схеме. Ученый «играет» с неким
предметом (как А. Эйнштейн играл с лучом света), случайно «отвинчивает» то, что
может отвинчиваться, как бы «взламывает» защиту предмета от обнажения его
внутреннего содержания, и познаёт внутреннее содержание (субстанцию)
познаваемого предмета.
В игрушке «субстанция» весьма
конкретна и ощутима, а вот в реальной обыденной жизни «субстанция» не ощутима,
не видна, не осязаема, не слышна. Её можно раскрыть только в уме.
Следовательно, смысл есть то, что открывается уму, что предназначено для
«умственного взора», а не для глаз, уха, чувственного восприятия.
Когда же это содержание вещи,
предмета, раскрывается уму? Только тогда, когда это содержание как-то
организуется, будет отличаться от иного себе (отличие), но в то же время будет
на что-то похоже и узнаваемо (тождество), будет меняться (движение), и оставаться
неизменным (покой), будет означать суть, сущность, предмета или явления.
___________________
___________________
Институт Дианализа