Часть 2. диагнозис
Глава 8. Диагностика в диагнозис
Кто хорошо диагностирует
Тот хорошо и лечит. Этот принцип
хорош в военно-полевой хирургии и терапии. В общей медицинской практике данный
принцип уже не приложим ко всем случаям. А при лечении неврозов и других
расстройств, которые необходимо лечить не медикаментозно, т. е.
психо-терапевтически, принцип этот парадоксальным образом трансформируется: кто
хорошо лечит, тот хорошо и диагностирует.
Отчего возникает данный парадокс?
Наверное, дело в самом объекте приложения помогающего действия! В медицине
лечебные действия, «дела» (моя первая специальность «врачебное дело») приложимы
к телу человеческому, к организму («обрабатывающие» и «добывающие» действия).
А в психотерапии и
консультировании организующие (упорядочивающие» по Ю. С. Степанову, 2001, стр.
315) действия приложимы к некой «системе отношений» человека к реальным
объектам мира, включая людей, к ментальным состояниям, к языку общения и к
условиям общения, к воспоминаниям, к любым «текстам» (нарративам), которые
исходят от клиента [8].
Пока он не выговорится начистоту,
пока не сформулирует свои цели и мотивы их достижения, пока не сосредоточится
на самих методах постижения реальности, до тех пор нельзя будет собрать всю
информацию для построения диагностической концепции.
Но именно в это самое время
реального постижения и понимания сущности проблемы клиента и будет достигнуто
состояние¸ именуемое «улучшение» (эффективная помощь) или «выздоровление»
(эффектный ритуал прощания). Вот так получается «хорошая диагностика» в конце
лечения. Но зачем она тогда нужна вообще?
Институт Дианализа