27.01.2016

Гипотеза полноты терапевтического мышления


Часть 3
Диасинтез

Гипотеза полноты терапевтического мышления
             
На основе модельного описания четырёх «перпендикулярных» направлений современной психотерапии в своё время мною были составлены «антропологические тиры» стилей психотерапии:

Фауст (медицинская модель консультирования);
Прометей (личностная модель консультирования);
Эней (каузальная модель консультирования);
Одиссей (прагматическая модель консультирования).

Ортогональность этих «ликов психотерапии» следующая:
Вертикаль:          Фауст – Прометей (имперсонализм – персонализм).
Горизонталь:      Эней – Одиссей (детерминизм – индетерминизм).
             
В области перекрещивания этих ортогональных стилей находится «точка равнодействия» или «вне стилевая» манера психотерапии, которую скорее всего следовало бы назвать как «психотерапия без психотерапии) или «святая простота». Если попытаться уложить эти «лики психотерапии» в пентаду и привязать с общепринятыми моделями психотерапии, то может получиться следующее:
Одно                                 Святая Простота           (философская модель)
Многое                             Эней                               (педагогическая модель)
Становление                    Одиссей                         (социальная модель)
Ставшее                           Фауст                              (медицинская модель)
Нестановящееся              Прометей                       (психологическая модель)
            
В какой-то мере эти стили отражают исторически сложившиеся способы философствования, которые вывел в своих работах по античной эстетике и философии А. Ф. Лосев:
            
1) наивно-натуралистическое мышление или здравомыслие;            
2) феноменологическое, рациональное, доказательное, определенное мышление;
3) трансцедентальное, мистическое, алогическое, образное, аналоговое мышление;
4) практическое, диалектическое, интегрирующее, организующее мышление;
5) мифологическое, символическое, художественно-поэтическое, а также «цифровое», аритмологическое мышление.
       
Гипотеза о пяти корнях есть гипотеза «полноты» в развитии психотерапевтического мышления.32

Формулировка. 
В кратком изложении данная гипотеза формулируется следующим образом: в процессе своего более чем векового становления психотерапия, как самостоятельная профессия, вовлекла в свой «технопарк» все основные способы мышления и формы философствования, которые можно компактно представить в форме «пентады»:

1. Синкретизм
2. Схоластика
3. Феноменология
4. Наука
5. Мифология
            
Для убедительности привожу некоторые данные об онто-филогенетических аспектах развития мышления человека. Вот как описывает «пятичленку», т. е. пять этапов развития мышления у ребёнка Б. Ф. Поршнев, который опирался на экспериментальные работы Выготского-Сахарова:
            
1. «В раннем, преддошкольном возрасте мышление детей оказалось нимало не подчиненным объективной, сколько-нибудь существенной связи между сочетаемыми фигурами. Дети следовали только команде: «Положи вместе подходящие», - и выполняли ее в том странном смысле, что клали вместе предметы, не имеющие объективной существенной связи. Иначе говоря, «подходящесть» состояла только в том, что ребенок клал их вместе: он как бы создавал их «подходящесть» во исполнение команды и вопреки наглядности. Выготский называл это «синкретизмом» раннего детского мышления и указал на его полную субъективность, но я бы скорей подчеркнул, что ребенок соединял именно непохожие друг на друга предметы.
            
2. В дошкольном возрасте в эту классификационную операцию детей начинает вмешиваться кое-что от объективной связи предметов. Но как странно! Ребенок ассоциирует только пару, а уж третий предмет присоединяет по другой ассоциации с одним из первых двух и т. д. Например, он присоединяет к кругу одного цвета круг другого цвета, к последнему –квадрат сходного размера, к нему – треугольник того же цвета, хотя бы и другого размера и т. д. Выготский назвал это мышление комплексно-синтетическим (иначе – ассоциативный комплекс, комплекс-коллекция, цепной комплекс, диффузный комплекс). Жан Пиаже называет это же «понятиями-конгломератами», однако именно «понятие» здесь еще полностью отсутствует: сочетание двух предметов –уже не вольное сотворение «подходящести» во исполнение команды, но и не понятие, а исполнение команды с минимальнейшим предметным основанием, т. е. абсолютная суггестия.
            
3. В школьном возрасте, до 11 лет включительно, развивается и круг связей между группируемыми предметами и их расчленение на признаки –анализ. Это – «предпонятия», или «потенциальные понятия». Они все же весьма необъективны, и особенно характерно, что синтез в них заметно обгоняет анализ. Это можно истолковать в том смысле, что момент суггестии все еще превалирует над моментом контр-суггестии или, по крайней мере, они равновелики.
            
4. У подростков 12-14 лет появляется понятийное мышление. За это говорит ряд логических критериев. И в то же время Выготский с полным основанием противопоставляет типичные для этого возраста «житейские», или «спонтанные», понятия научным понятиям. Можно было бы сказать иными словами, что эта ступень соответствует философско-психологической категории «обыденное сознание». При всей подготовленности на этом уровне перехода к научным понятиям этот переход в то же время – важнейший скачок.
            
5. Скачок совершается со вступлением в юношеский возраст, но тем самым – в зрелость, во взрослость. Научные понятия отвечают описанной выше категории убеждения или доказательства. Они вполне опираются на мир и свойства объективных явлений. Оперирование этими научными понятиями настолько отличается от понятий житейских, или спонтанных, что эту пятую ступень по праву можно рассматривать как отрицание соответствует тому, что выше названо предельной тенденцией контр-контрсуггестии»
            
Итак, вырисовывается следующая «пентада» онтогенетически обусловленных типов мышления при созревании личности, которая практически аналогична выше описанной:
·         Синкретическое мышление
·         Ассоциативное, комплексное мышление
·         Предпонятийное синтетическое мышление
·         Обыденное, «житейское» мышление
·         Отрицающее мышление (контр-суггестия)
            
На этом основании и были разработаны «элементарные» формы дианализа – устойчивые, универсальные способы работы с сознанием, методы выявления, понимания и обработки содержания психической деятельности, которые отразили исторически сложившиеся способы мышления, а также – «корневые модальности» современной психотерапии (Элементарный учебник дианализа, 2003, 2004, [4].
            
Всего выделяется пять форм по числу моментов пентады:
·         Интервью:                        терапия очевидностью
·         Дискуссия:                       терапия определённостью
·         Диасинтез:                       терапия непрерывностью
·         Реорганизация:               терапия упорядоченностью
·         Амплификация:              терапия творческим расширением
            
Все эти рассуждения приведены с одной целью – показать, что методология дианализа является продолжением исторически сложившейся методологической работы в области психотерапии, что дианализ не есть «выдумка» или очередная «концепция», не есть произвол автора и его желание любой ценой создать собственную «школу» или «авторский метод» психотерапии, а закономерное развитие психотерапии в целом. 

Психотерапия взяла из культуры всё, что можно было взять, в том числе исторически сложившиеся способы философствования и мышления. 
Схема спиральной динамики процесса психотерапии и консультирования в дианализе обобщает все приведённые данные о мета-модели современной психотерапии.
_______________

32 По аналогии с теоремой Курта Гёделя. В 1930 году Гёдель доказал теорему о неполноте: любая процедура доказательства истинных утверждений элементарной теории чисел обречена на неполноту. Любая полная система всегда противоречива сама себе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...