Часть 3
Диасинтез
Спиральная динамика
В отличие от техники К. Юнга, который предлагал исследовать
сновидения с помощью «хождения по кругу», т. е. изучать ассоциативные ряды,
двигаясь по смысловому кругу, центром которого является сновидческий образ, в
дианализе используется «хождение по кривой смысла» (термин Я. Голосовкера),
центром которой становится личностный смысл симптома, т. е. сама личность,
явленная в симптоме или предъявленной «проблеме».
Движение является «спиральным» в том смысле, что достижение некой цели в терапии и консультировании не заканчивает процесс помощи, а сдвигает внимание на новую цель, к которой надо снова идти по «смысловому кругу». Проявленный в консультативной работе (терапии) «смысловой круг» очерчивает личностные границы человека, выявляет его личность в её бесконечном становлении (рис. 1- нажать на рисунок).
Движение является «спиральным» в том смысле, что достижение некой цели в терапии и консультировании не заканчивает процесс помощи, а сдвигает внимание на новую цель, к которой надо снова идти по «смысловому кругу». Проявленный в консультативной работе (терапии) «смысловой круг» очерчивает личностные границы человека, выявляет его личность в её бесконечном становлении (рис. 1- нажать на рисунок).
В этой схеме интерес должен вызвать пункт «мифологический
ресурс».
Почему «мифологический»? В схеме этот пункт получается за
счёт проекции «проблемы» на «персональный миф» клиента, т. е. на максимальный
смысл его жизни, который, естественно, может быть выражен только в мифе, но ни
в каких конкретных «фактах жизни».
Если термин «персональный миф» не понятен или не нравится,
можно использовать слово «потенция». Проблема отбрасывает свой смысловой свет
на потенции человека к любой деятельности и любому повороту в судьбе (человек
как личность свободен). Проблема, взятая как диалектическая категория, должна
иметь свою противоположность – некое достижение, «антипроблему», что и
показывает схема.
«Пустой» центр личности (середина расстояние между
«проблемным состоянием» и «мифологическим ресурсом») потому «пустой», что
выражает Субъект в личностном синтезе «субъект-объект». Субъект и должен быть
пустым, следовательно, отличаться от объекта, который всегда есть нечто, всегда
чем-то наполнен. Прямой путь не запрещён и не отменяется, он есть, он
совершается, но совершается не «тупо прямо», а в результате «хождения вокруг
центра личности».
Таким образом, главное в дианализе – «обхождение личности»,
а не достижение заявленной для терапии цели(цель может и смениться, либо быть
опознана как «фиктивная»). Цель, конечно, достигается, но не в ущерб конкретной
личности, её пониманию и усилению.
Итак, мета-модель дианализа:
· Метод
– спиральная динамика «обхождения личности» (синкретизм)
· Проблема
– концептуализация трудного вопроса жизни личности (схоластика)
· Цель
– смысловое расширение личности клиента (феноменология)
· Ресурс
– реорганизация психологического материала (наука)
· Средство
– утверждение личности в слове и образе (мифология)
Эту «модель верхнего уровня» можно понять после обсуждения
«вспомогательной» модели «Личность-Символ-Реальность», которая обозначена в
книге средством международного общения – на английском.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...