Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»
Глава 11.
Символ-проявитель проблемы
Метаксю
Это красивое греческое слово ввёл
в оборот ещё Аристотель, понимая под ним «срединное бытие», т. е. среднее между
реальным предметом (первичная сущность) и обобщающими понятиями – родами и
видами (имена классов предметов или вторичные сущности). Иначе говоря, есть
физический мир – осязаемый, видимый, воспринимаемый органами чувств (физика), а
есть мир понятий, категорий, мысленных копий и образов предметов, а также
безобразных понятий (метафизика).
Первое есть Природа. Второе – Ум, которым Бог
наделил человека. Так вот, среднее между ними и есть метаксю или символ.
Единичное (отдельные предметы), общее (категории, объединяющие отдельные
предметы по родам и видам) и особенное (метаксю), в котором синтезируются
единичное и всеобщее.
Удивительно, что русский поэт М.
Лермонтов задолго до Карла Поппера создал развёрнутую концепцию «третьего мира»
(мир идей Поппера). По мысли Лермонтова образцы искусства, т. е. символы, ведут
особое существование: они суть ни наличная, фактическая действительность, ни
результат чистой и отрешённой мечты конкретного человека. Им принадлежит роль
«срединного бытия» - между осязаемой реальностью и чистой идеальностью. Поэтому
образы искусства всегда нечто большее, чем копирование действительности,
повторение реального мира. Подлинное искусство не боится воспроизведения самой
«грязной действительности», как, например, в картинах экспрессионистов.
Отвратительное становится
пленительным. Скажем, изображение поля битвы с убитыми воинами. Картину,
запечатлевшую «горы трупов», вывешивают на стене роскошного кабинета большого
начальника. Это уже не «грязь». Это – символ преданности и воинский чести!
С другой стороны, подлинное
искусство воспроизводит не случайный набор черт наличной действительности, но
запечатлевает самое существенное, постигаемое только мыслью, и тем самым
является высшей реальностью – реалиорой 17.
В стихотворении «Портрет» (1830) Лермонтов писал:
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных – пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.
«Отголосок мысли неземной» -
фраза, в которой выражена очень точно и ёмко концепция метаксю. Имеется три
«ипостаси»:
- мысль неземная
- отголосок
- мысль земная
«Отголосок» связывает земное с
неземным, реальное и идеальное, «над» и «под». Поэтическая метафора «отголосок»
точно соответствует лосевскому синтезу вещи и имени, «заговорившей реальности».
«Отголосок» Лермонтова и «заговорившая реальность» А. Ф. Лосева практически
идентичные концепции-понятия и обозначают сущность Символа: синтез явления и
сущности. «Отголосок» Лермонтова есть синтез явления (земная мысль, данная
человеку в образе, представлении, «думке») и сущность (неземная мысль, данная
как недостижимый образец, цель, задание, миссия, вера, «божественная пустота»,
тайна). «Отголосок» нельзя анализировать, конструировать или реконструировать,
нельзя вообще обрабатывать, «возделывать», упорядочивать и т. д. Всё
перечисленное относится к собственным действиям человека – умственным и
физическим. «Отголосок» есть проявление «смысла нерукотворного», который «не
вовсе мёртвый, не совсем живой». Ни ум, ни живое человеческое действие им не
управляют. Они создают необходимые условия – умственные и реально физические –
для того, чтобы смысл возник, появился, выразился в чём-то рукотворном, будучи
сам нерукотворным!
__________
17 термин взят из
латинского выражения ab realibuc ad realiora («от реального к еще более
реальному»). Этим термином пользовались русские символисты. Вячеслав Иванов
называл realior'ой истинное бытие человека, абсолют. «Реалистический символизм»
- это искусство, которое символизирует формами реальности «более реальное»
абсолютное бытие. Яков Голосовкер в работе «Имагинативный абсолют» пишет о том,
что инстинкт культуры заставил человека «научиться искусству мыслить». В этом
искусстве первородным было воображение. «Из порыва зрения, слуха, обоняния,
осязания рождался познавательный порыв зреть, слышать, обонять, осязать и
овладеть и понимать все это в себе самом, ибо если понимания нет, то рождается
порыв все это воображать, выдумывать и даже придумывать само понимание всего.
Так требовал высший инстинкт, тысячелетия непостижимый человеку» (Я.
Голосовкер, 1987. – с. 120). Философ считал, что в воображении человек
осуществлял нечто невозможное в действительности, и это принималось за высшую
реальность («реалиора»), за которую человек готов бы отдать собственную жизнь,
как за бессмертие.
вся книга - читать по главам
по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html