Глава 10
Опыт защиты научных основ
психиатрии
Диагноз как проблема
Мы неизбежно приходим к выводу,
что любой диагноз, взятый как символическое выражение синтеза сущности болезни
и явлений этой болезни в форме «симптомов» и знаков, есть всегда антиномия
разума: ведь сущность и явление никогда не уничтожают друг друга, не растворяются
друг в друге, не замещают друг друга.
Всё как и в браке. Мужчина и
женщина всю жизнь любят друг друга, тянутся друг к другу, но при этом вечно
спорят, ссорятся, обосабливаются, отталкиваются друг от друга, пытаются быть
автономными и свободными, привязываясь друг к другу всё сильнее и сильнее.
Разве это не проблема? Это и есть самая настоящая проблема, которая никогда не
«решается», но постоянно «разрешается» в форме удачного, примиряющего противные
стороны, синтеза.
То же самое в психиатрическом
диагнозе, где сталкиваются непримиримые противоречия: сущность болезни – форма
приспособления к жизни (шизофрения как нормальный ответ на ненормальные
требования социальной среды), способ выживания или сохранения своей
целостности, идентичности, чести и достоинства; и конкретные, часто
омерзительные для самого человека и для его ближайшего окружения, проявления
этой приспособительной тенденции, например, пьянство или наркотизм,
психопатические выходки, раптус у тревожных и тоскливых людей.
Еще одно доказательство того, что
«диагноз» есть проблема, заключается в следующем: концепция «болезнь» и
концепция «здоровье» есть чистые абстракции, которые составляют антиномию и
пару оппозиций (из моря бинарных оппозиций). Болезнь не переходит на здоровье,
а здоровье – на болезнь. Диагноз и есть «временное перемирие» этих двух
противоречий, найденное в локальном месте и в определенном времени.
Здесь уместно вспомнить фразу,
приписываемую К. Марксу: «Болезнь – это стесненная в своей свободе жизнь».
Маркс был диалектиком и мыслил сложно. «Стеснённая в своей свободе» -
определение болезни. «Жизнь» - это самое широкое определение здоровья. Вернее,
здоровье есть интегральный показатель жизнедеятельности. Эту жизнедеятельность
можно измерить по главным критериям здоровья ВОЗ.
Здоровье – это состояние:
- физического благополучия,
- психологического благополучия,
- социального благополучия.
Остается ли больной человек
«благополучателем»? Может оставаться в какой-то мере. Например, очень больной
человек может получать достойную помощь от других людей. К нему в палату будут
приходить друзья, любимые и близкие, а вход будут охранять от злых врагов
доблестные спецназовцы, как это показывают в фильмах про «Ментов».
Разве это не социальное
благополучие? Отличные дружеские отношения, взаимопомощь и выручка, альтруизм и
участие. Это, конечно, высшее социальное благо. А вот физического благополучия
нет – человек прикован болью и нарушением функций к постели. Но на душе у него
спокойно. Он счастлив, что выполнил свой долг, хотя и поплатился за это
тяжелейшей травмой. Он преодолевает боль и молится Богу. Мысль о Спасе
Нерукотворном вдохновляет его. Сердце его наполнено радостью и благодарностью
судьбе. Разве это не психологическое (духовное и моральное) благополучие?
В дианализе «проблемой» именуется
такое столкновение противоположностей, при котором образуется «неполный синтез»
наподобие кентавра. Кентавр – наполовину лошадь, наполовину человек.
Человеческое не сливается с животным, но и не разъединяется с ним. Кентавр – и
не животное, и не человек, а нечто третье с новыми признаками и того, и
другого.
История (мифическая) говорит, что
все кентавры, кроме Хирона, были буянами, драчунами и хулиганами, т. е. «проблемными
существами», проблемными личностями. Хирон – счастливое исключение. В нем
случайно произошел гармонический синтез лошади (животного) и человека (Бога). У
остальных кентавров был неполный синтез двух природ, что приводило к
конфликтам.
Так и психиатрический диагноз
часто имеет форму кентавра. Например, такой: «Онейроидно-кататоническая
шизофрения. Шубообразный тип течения. Фаза ремиссии. Практически здоров». Здесь
встретились две природы: безумье (онейроидная кататония) и психическое благополучие
(здоровье). Человек пережил «нашествие» образов, на некоторое время
«остолбенел» от созерцания развертывающихся ужасных и прекрасных одновременно
картин бытия, как жена Лота, обернувшаяся назад и посмотревшая как разрушаются
Содом и Гоморра.
Психоз закончился, оцепенение
прошло и человек снова стал реалистом, приступил к обычным занятиям. Он не
хочет вспоминать то, что с ним было, потому что эти воспоминания возвращают его
к состоянию безумного страха-счастья. Он одновременно здоров, и не здоров.
Диагноз фиксирует эту проблему.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html