Глава 11.
Символ-проявитель проблемы
И невидимое станет видимым
Это – церковное. Невидимое
становится видимым в мистическом богооткровенном опыте. Либо «в конце времён»,
когда всё тайное станет явным. Эту духовную диалектику, «диалектику чуда»,
взаимоопределения типа «невидимое видение», «видение невидимого», «зрячая слепота»,
«слепая зрячесть», «тайновидение» и другие подобные оксюмороны15 постигают
в сложных обрядах и духовных практиках.
Однако есть и более простые и
понятные примеры практической диалектики проявления. Вот забытый опыт
фотолюбителя. Были такие энтузиасты «бытовой фотохимии» до эры тотальной
оцифровки изображений, среди них был и ваш покорный слуга. Сначала нужно было
получить негатив – изображение на фотопленке, обратное видимому: проявить
засвеченную в фотоаппарате плёнку.
Это изображение было тождественно
образцу, но полностью противоположно по цвету и светотени. Это – пример
диалектики «самотождественого различия». После получения негатива происходило
почти мистическое действие проявления скрытого изображения на фотобумаге. Её
надо было засветить с помощью проектора, в который помещался негатив. После
засветки бумага оставалась такой же белой, как и была. Только в красном свете
можно было увидеть непорочную чистоту незасвеченной фотобумаги.
При дневном свете белоснежная
бумага тут же чернела и превращалась в свою противоположность. Правильно
засвеченную бумагу необходимо было класть в проявитель и происходило чудо: на
белой бумаге невидимый художник рисовал образ реальности. Появлялась
фотография, по старинному и первоначальному имени «дагерротип»16.
Видимая реальность отражалась на
металлической пластинке, которую надо было рассматривать под углом, чтобы
увидеть «оттиск реальности».
___________
15 От греческого
oxymoron остроумно-глупое, стилистическая фигура, в которой соединяются противоположности,
не доходя до синтеза, то есть не порождают еще третье, но и не уничтожают друг
друга, как в формальной логике по закону исключенное третье либо это, либо это,
третьего (в данном случае противоречивого сочетания) не дано. Фигура оксюморон
выражает диалектику смысла-бессмыслицы и открывает нам смысл в бессмыслице и
бессмыслицу в смысле.
16 Дагеротип – от
имени изобретателя, Дагера; снаряд, которым предметы, посредством солнечного
света, переносятся изображением на доску; самое изображение это, на
металлическом листе; такое же изображение на бумаге называется фотографией, а
вообще светописью. Дагеротипное искусство, фотография, светопись. Дагеротипист,
фотограф, светописец. (Толковый словарь В. И. Даля).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html
Институт Дианализа