Абсолютная диалектика
Часть 3
Диасинтез
Глава 15
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY)
Абсолютная диалектика
В Модели PSR используется «абсолютная диалектика А. Ф.Лосева34, которая
как ничто другое лучше всего подходит для работы с таким сложным предметом, как
личность человека. Формальная логика и то, что именуется «стереотипами
мышления», не могут служить основой для такой работы. Диалектика преодолевает
тяготение законов формальной логики и естественного языка, который готовит
любому желающему мыслить самостоятельно ловушки парадокса.
Диалектика требует, чтобы в разуме было нечто сверхразумное, чтобы в логичном и конструктивном было сверхлогичное и внеконструктивное («рождающее, но не рождённое»). Если этого нет, то наша диалектика будет не полной, не всеохватывающей, следовательно, не абсолютной, а относительной. Так, марксистко-ленинская диалектика («диамат» и «истмат») представляла собой частный случай применения некоторых законов диалектического рассуждения применительно к политической борьбе, а затем – удержанию власти. Например, «закон единства и борьбы противоположностей» (Гегель) считался самым главным, а вот «закон единства и гармонии противоположностей» (Демокрит), как не отвечающий нуждам вождей пролетариата, и вовсе не был никогда использован. Не признавались также ни Абсолютная Личность, ни Сверхум, ни сверхлогика, поскольку это противоречило атеизму и научности учения о коммунизме. Относительная диалектика, таким образом, всегда будет обслуживать чьи-то интересы, будет чьей-то «служанкой», как была «служанкой богословия» философия в средние века.
Вот основные тезисы «абсолютной диалектики», которые мне удалось выделить из текстов Лосева, чтобы обосновать Модель PSR:
Тезис 1. Логическое суждение безразлично к любой языковой
форме.
«Эти слова, как их употребляет диалектика, ничего общего не
имеют с обыденным их пониманием, полным всякой непродуманной спутанности и
замутнённости» (Доп., С. 421).
Диалектическая логика снимает ограничения, связанные с
полисемантизмом слова или его абсолютной привязкой (ассоциативной) к реальному
предмету и ситуации. Психоанализ, например, возможен только благодаря
ассоциативным связям между словами. Если на психоаналитическую кушетку ляжет
диалектик, то никакого психоанализа не случится, поскольку только невротический
опыт субъекта связывает алогическими последовательностями одно слово с другим.
Если теория и практика психотерапии не выходят за рамки ассоциативного
мышления, то полностью от невроза такая терапия никого не избавляет35.
Тезис 2. В логическом суждении всегда есть внутренняя смысловая многосоставность эйдосов.
«В абсолютной диалектике каждая категория занимает строго
свое определенное место, которое определено ей в одномерном ряду. Но, не сходя
с этого места и продолжая нести свои обычные функции, каждая категория может
быть трактована как вмещающая в себя все прочие категории» (Доп., С.
474).
То, что Лосев именует «одномерным рядом», есть, по-моему,
обычная формально-логическая упорядоченность понятий, которые образуют иерархию
гиперклассов-классов-подклассов, а также связаны признаками родства – родо-видовая
классификация. Для абсолютной диалектики этого мало. Она абсолютна именно
потому, что понятия связаны между собой абсолютно полно – не только иерархией
(степенью обобщённости) и происхождением, но всеми мыслимыми способами и
вариантами. Из любого понятия можно прийти к любому другому. При этом мышление
сохраняет качества абсолютно нормального, реалистического, критического и
практического мышления. Диалектика удерживает смысл в понятиях, а не сами
понятия в найденном смысле реальной действительности – вот что такое
«многосоставной эйдос».
Тезис 3. Абсолютная диалектика требует абсолютного апофатизма, т. е. отрицающего мышления.
«Апофатическая неисповедимость и энергийная, явленная
именуемость – необходимые диалектические коррективы ко всей нашей системе; и
без них вся эта система цепенеет и умирает в оковах мертвого рационализма. Из
неведомых глубин Сущности возникают всё новые и новые умные энергии, неистощимо
и непрестанно, и являемый Лик этой Сущности непрестанно сияет неизглаголанными
световыми лучами» (Доп., С. 461).
Апофатизм – самое сильное оружие против стереотипов мышления
и языковых шаблонов, косности и ригидности; это – самый верный способ
избавиться от принудительной власти языка, но при этом не потерять контакта с
реальностью. Многие мыслители связывают акт творчества с первоначальным
отрицанием существующего определения сущности вещей: не усомнившись в
правильности понимания (именования) вещей и явлений, невозможно составить
новый, «свежий» взгляд на эти вещи и явления. «Новый взгляд» при этом тут же
становится «старым», поскольку его появление предполагает, что может появиться
ещё более «свежий» взгляд. Для психотерапии и консультирования апофатизм есть
«духовный кислород», без которого сознание и дух человека не сможет
преобразоваться вообще.
Тезис 4. Абсолютная мифология абсолютизирует самые простые жизненные установки, не внося никаких новых характеристик.
«Прежде всего, зададим себе вопрос: что в жизни конкретнее
всего и реальнее всего? Где максимальная насыщенность бытия, наибольшая его
интенсивность и наиконкретное объединение наибольшего числа признаков бытия? Я
думаю, что, если отбросить предрассудки, наиболее конкретна и реально личность,
а также среда, где личность живёт и действует, - общество. Конечно, не материя
и не психика максимально реальны и конкретны» (Абс. Диал., С. 296).
Это – «революционная мысль», поскольку до сих пор «реальностью» считают «материю» (абстрактное понятие для описания вселенной) и «психику» (абстрактное понятие для описания поведения, самосознания и личных свойств человека). Личность – тоже абстрактное понятие, но в данном случае оно применимо не ко всем личностям на свете, а только к одному реальному, конкретному человеку. Обыденный язык точно фиксирует особенность слова «личность»: личное присутствие в жизни, «наличное бытие», полная реальность существования человека, как живого и активного участника общественной (социальной) жизни. Два основополагающих понятия абсолютной диалектики – личность и общество – есть те «самые простые жизненные установки», которые абсолютизируются в диалектике Лосева, т. е. являются абсолютным основанием и абсолютным оправданием всякой мысли. Если нет личности и общества, в котором личность только и может существовать, то ни мыслить, ни говорить вообще не о чём.
Тезис 5. Абсолютная диалектика основывается на опыте абсолютной мифологии – догмате Троичного Объекта.
«Отвернулись от этого учения только потому, что отвернулись
вообще от простых, примитивных и очевидных установок жизни и обратились к
абстрактным и нежизненным установкам. Конечно, учение это в своем
богословско-философском и диалектическом развитии представляет сложнейшую
систему мысли, построить которую – значит построить целую систему диалектики»
(А. Ф. Лосев, Абс. Диал., С. 296).
Учение о Пресвятой Троице или, как Лосев называет, Троичном Объекте, является основной аксиомой абсолютной диалектики, краеугольным камнем, положенным в основу всей системы философствования. Интересно, что общепризнанный материалист в науке о психике русский учёный Сеченов, на основе научных опытов, очень далёких от абсолютной мифологии Троицы, пришёл к идее троичности в основе мышления животных и людей. По Сеченову «атом мысли» есть триада: два операнда и один оператор, связывающий их. Если под «оператором», например, понимать научное описание Святого Духа, то операндами будут Отец и Сын. Сеченов полагал, что эта триада мысли (и грамматика, выражающая «атом мысли», а именно – подлежащее, сказуемое и связка) выражает не только общественно-культурный опыт человека (и опыт стадной жизни животного, его способы выживания), но и само устройство нервного аппарата живой плоти. Аксон – отросток нервной клетки – соединяет как минимум две клетки.
Соединений между клетками гораздо больше, чем самих клеток, которых тоже достаточно много – 12-15 миллиардов (по три нервных клетки «на брата», на каждого жителя планеты). Бесчисленные соединения (операторы) образуют «цитоархитектонику» - сложнейшею структуру, которая отражает полученный жизненный опыт: каждое событие оставляет после себя след – некое соединение как минимум двух объектов-операндов. Даже такого крохотного появления достаточно, чтобы убедиться в истинности положенной в основу абсолютной диалектики аксиомы троичности36.
___________________________
34 Законченного изложения абсолютной диалектики А. Ф. Лосев
не оставил, на вчитываясь в его основные труды можно проникнуть в
интеллектуальную и духовную атмосферу этой диалектики. Я не собираюсь излагать
здесь труды Лосева. Дианализ основан на том понимании этих трудов, которое
сформировалось на протяжении 10 лет вчитывания (и интеллектуальной медитации) в
его книги. Вероятно, это понимание сильно отличается от того, как трактуют и
будут ещё трактовать работы Лосева профессиональные философы. Тезисы написаны в
основном по тексту «Дополнений к «Диалектике мифа» [27], далее – «Доп.», и по
тексту «Абсолютная диалектика – абсолютная мифология» [28], далее – «Абс.
диал.»
35 Невроз есть случайная связь одного события с другим, которая способна вызывать сильную эмоцию. Теории неврозов И. П. Павлова и З. Фрейда в этом сходятся.
36 Андрей Девятов в своих книгах утверждает, что имеется только два основания всех религиозно-философских систем, на основе которых разрастаются различные культуры и цивилизации: двоичный код и троичный код.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...