02.02.2016

Абсолютная диалектика

Абсолютная диалектика 

Часть 3 
Диасинтез 

Глава 15 
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY) 

Абсолютная диалектика 

В Модели PSR используется «абсолютная диалектика А. Ф.Лосева34, которая как ничто другое лучше всего подходит для работы с таким сложным предметом, как личность человека. Формальная логика и то, что именуется «стереотипами мышления», не могут служить основой для такой работы. Диалектика преодолевает тяготение законов формальной логики и естественного языка, который готовит любому желающему мыслить самостоятельно ловушки парадокса. 

Диалектика требует, чтобы в разуме было нечто сверхразумное, чтобы в логичном и конструктивном было сверхлогичное и внеконструктивное («рождающее, но не рождённое»). Если этого нет, то наша диалектика будет не полной, не всеохватывающей, следовательно, не абсолютной, а относительной. Так, марксистко-ленинская диалектика («диамат» и «истмат») представляла собой частный случай применения некоторых законов диалектического рассуждения применительно к политической борьбе, а затем – удержанию власти. Например, «закон единства и борьбы противоположностей» (Гегель) считался самым главным, а вот «закон единства и гармонии противоположностей» (Демокрит), как не отвечающий нуждам вождей пролетариата, и вовсе не был никогда использован. Не признавались также ни Абсолютная Личность, ни Сверхум, ни сверхлогика, поскольку это противоречило атеизму и научности учения о коммунизме. Относительная диалектика, таким образом, всегда будет обслуживать чьи-то интересы, будет чьей-то «служанкой», как была «служанкой богословия» философия в средние века. 

Вот основные тезисы «абсолютной диалектики», которые мне удалось выделить из текстов Лосева, чтобы обосновать Модель PSR:


Тезис 1. Логическое суждение безразлично к любой языковой форме. 
«Эти слова, как их употребляет диалектика, ничего общего не имеют с обыденным их пониманием, полным всякой непродуманной спутанности и замутнённости» (Доп., С. 421). 
Диалектическая логика снимает ограничения, связанные с полисемантизмом слова или его абсолютной привязкой (ассоциативной) к реальному предмету и ситуации. Психоанализ, например, возможен только благодаря ассоциативным связям между словами. Если на психоаналитическую кушетку ляжет диалектик, то никакого психоанализа не случится, поскольку только невротический опыт субъекта связывает алогическими последовательностями одно слово с другим. Если теория и практика психотерапии не выходят за рамки ассоциативного мышления, то полностью от невроза такая терапия никого не избавляет35. 

Тезис 2. В логическом суждении всегда есть внутренняя смысловая многосоставность эйдосов. 
«В абсолютной диалектике каждая категория занимает строго свое определенное место, которое определено ей в одномерном ряду. Но, не сходя с этого места и продолжая нести свои обычные функции, каждая категория может быть трактована как вмещающая в себя все прочие категории» (Доп., С. 474). 
То, что Лосев именует «одномерным рядом», есть, по-моему, обычная формально-логическая упорядоченность понятий, которые образуют иерархию гиперклассов-классов-подклассов, а также связаны признаками родства – родо-видовая классификация. Для абсолютной диалектики этого мало. Она абсолютна именно потому, что понятия связаны между собой абсолютно полно – не только иерархией (степенью обобщённости) и происхождением, но всеми мыслимыми способами и вариантами. Из любого понятия можно прийти к любому другому. При этом мышление сохраняет качества абсолютно нормального, реалистического, критического и практического мышления. Диалектика удерживает смысл в понятиях, а не сами понятия в найденном смысле реальной действительности – вот что такое «многосоставной эйдос». 

Тезис 3. Абсолютная диалектика требует абсолютного апофатизма, т. е. отрицающего мышления. 
«Апофатическая неисповедимость и энергийная, явленная именуемость – необходимые диалектические коррективы ко всей нашей системе; и без них вся эта система цепенеет и умирает в оковах мертвого рационализма. Из неведомых глубин Сущности возникают всё новые и новые умные энергии, неистощимо и непрестанно, и являемый Лик этой Сущности непрестанно сияет неизглаголанными световыми лучами» (Доп., С. 461). 
Апофатизм – самое сильное оружие против стереотипов мышления и языковых шаблонов, косности и ригидности; это – самый верный способ избавиться от принудительной власти языка, но при этом не потерять контакта с реальностью. Многие мыслители связывают акт творчества с первоначальным отрицанием существующего определения сущности вещей: не усомнившись в правильности понимания (именования) вещей и явлений, невозможно составить новый, «свежий» взгляд на эти вещи и явления. «Новый взгляд» при этом тут же становится «старым», поскольку его появление предполагает, что может появиться ещё более «свежий» взгляд. Для психотерапии и консультирования апофатизм есть «духовный кислород», без которого сознание и дух человека не сможет преобразоваться вообще. 

Тезис 4. Абсолютная мифология абсолютизирует самые простые жизненные установки, не внося никаких новых характеристик. 
«Прежде всего, зададим себе вопрос: что в жизни конкретнее всего и реальнее всего? Где максимальная насыщенность бытия, наибольшая его интенсивность и наиконкретное объединение наибольшего числа признаков бытия? Я думаю, что, если отбросить предрассудки, наиболее конкретна и реально личность, а также среда, где личность живёт и действует, - общество. Конечно, не материя и не психика максимально реальны и конкретны» (Абс. Диал., С. 296). 

Это – «революционная мысль», поскольку до сих пор «реальностью» считают «материю» (абстрактное понятие для описания вселенной) и «психику» (абстрактное понятие для описания поведения, самосознания и личных свойств человека). Личность – тоже абстрактное понятие, но в данном случае оно применимо не ко всем личностям на свете, а только к одному реальному, конкретному человеку. Обыденный язык точно фиксирует особенность слова «личность»: личное присутствие в жизни, «наличное бытие», полная реальность существования человека, как живого и активного участника общественной (социальной) жизни. Два основополагающих понятия абсолютной диалектики – личность и общество – есть те «самые простые жизненные установки», которые абсолютизируются в диалектике Лосева, т. е. являются абсолютным основанием и абсолютным оправданием всякой мысли. Если нет личности и общества, в котором личность только и может существовать, то ни мыслить, ни говорить вообще не о чём. 

Тезис 5. Абсолютная диалектика основывается на опыте абсолютной мифологии – догмате Троичного Объекта. 
«Отвернулись от этого учения только потому, что отвернулись вообще от простых, примитивных и очевидных установок жизни и обратились к абстрактным и нежизненным установкам. Конечно, учение это в своем богословско-философском и диалектическом развитии представляет сложнейшую систему мысли, построить которую – значит построить целую систему диалектики» (А. Ф. Лосев, Абс. Диал., С. 296). 

Учение о Пресвятой Троице или, как Лосев называет, Троичном Объекте, является основной аксиомой абсолютной диалектики, краеугольным камнем, положенным в основу всей системы философствования. Интересно, что общепризнанный материалист в науке о психике русский учёный Сеченов, на основе научных опытов, очень далёких от абсолютной мифологии Троицы, пришёл к идее троичности в основе мышления животных и людей. По Сеченову «атом мысли» есть триада: два операнда и один оператор, связывающий их. Если под «оператором», например, понимать научное описание Святого Духа, то операндами будут Отец и Сын. Сеченов полагал, что эта триада мысли (и грамматика, выражающая «атом мысли», а именно – подлежащее, сказуемое и связка) выражает не только общественно-культурный опыт человека (и опыт стадной жизни животного, его способы выживания), но и само устройство нервного аппарата живой плоти. Аксон – отросток нервной клетки – соединяет как минимум две клетки.

Соединений между клетками гораздо больше, чем самих клеток, которых тоже достаточно много – 12-15 миллиардов (по три нервных клетки «на брата», на каждого жителя планеты). Бесчисленные соединения (операторы) образуют «цитоархитектонику» - сложнейшею структуру, которая отражает полученный жизненный опыт: каждое событие оставляет после себя след – некое соединение как минимум двух объектов-операндов. Даже такого крохотного появления достаточно, чтобы убедиться в истинности положенной в основу абсолютной диалектики аксиомы троичности36. 
___________________________ 
34 Законченного изложения абсолютной диалектики А. Ф. Лосев не оставил, на вчитываясь в его основные труды можно проникнуть в интеллектуальную и духовную атмосферу этой диалектики. Я не собираюсь излагать здесь труды Лосева. Дианализ основан на том понимании этих трудов, которое сформировалось на протяжении 10 лет вчитывания (и интеллектуальной медитации) в его книги. Вероятно, это понимание сильно отличается от того, как трактуют и будут ещё трактовать работы Лосева профессиональные философы. Тезисы написаны в основном по тексту «Дополнений к «Диалектике мифа» [27], далее – «Доп.», и по тексту «Абсолютная диалектика – абсолютная мифология» [28], далее – «Абс. диал.» 

35 Невроз есть случайная связь одного события с другим, которая способна вызывать сильную эмоцию. Теории неврозов И. П. Павлова и З. Фрейда в этом сходятся. 

36 Андрей Девятов в своих книгах утверждает, что имеется только два основания всех религиозно-философских систем, на основе которых разрастаются различные культуры и цивилизации: двоичный код и троичный код. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...