Часть 3
Диасинтез
Глава 15
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY)
Троичный Объект в
дианализе
Троичный Объект есть философско-диалектическое обоснование
христианского догмата Абсолютной Личности – Троицы единосущей и нераздельной. В
основе бытия заложено личностное бытие, в основе абсолютного бытия – Абсолютная
личность. Абсолютная личность есть «первое и последнее, очевиднейшее и
конкретнейшее бытие». «Слишком ясно, что всякое мировоззрение, утверждающее в
основе бытия не-личностное начало, есть мировоззрение абстрактное, не вполне
реальное, оно утверждает только частичные сферы, одно в ущерб другому, а не все
вместе в неделимой целостности» Наиболее конкретное сознание поэтому не может
не утверждать Личность в качестве абсолюта» (Доп., С. 463, курсив Лосева).
Личностное существование требует для себя другой личности, с которой будет
происходить личностное общение (личность есть граница с другой личностью),
поэтому и Абсолютная личность требует для своего бытия существования других лиц
(ипостаси для Абсолюта, социум для человека)
Мифологическое учение о троичности Лиц Божества разрешает
эту проблему – личного и социального бытия – на абсолютном уровне, который не
зависит уже ни от каких «теорий», «концепций», «онтологий», «гносеологий»,
«эпистемий», «интерпретаций», «авторских версий» и прочего (для этого и нужно
такая «точка отсчёта», «высший эталон»). Личность едина и неделима,
одновременно – множественна, выражает социум, а не только себя одну как индивидуальность.
Диалектика показывает, как это мыслимо – «Один равен трём, а три равны Одному»,
т. е. 1=3 и 3=1. Естественно, что это не счётная проблема и не «математика».
Это и не парадокс. Это – абсурд, первое испытание в личностном развитии
верующего по П. Флоренскому37. Как говорил Тертуллиан: «Верую, ибо
абсурдно». Если нет никакого абсурда, и «всё понятно», тогда вопроса веры
вообще нет – есть «игры разума». Абсурд ставит непреодолимую преграду перед
разумом человека, создаёт настоящую тайну происхождения и исхождения
божественного, а не «секрет», который не всегда и не для всех является «тайной»38.
Как говорили святые отцы, того, кто посмеет «подглядеть тайну Троицы» ждёт
наказание безумием39.
В Пресвятой Троице Бог остаётся непознаваемым, но
открывающим себя в Троице и едином Имени. В крёстном знамении «Во Имя Отца,
Сына и Святого Духа» три Лица имеют одно Имя, а не три. ФИО – одно «триединое»
имя для одной личности, именующее три «лица» из реальной жизни человека: его
самого (личное имя), его отца (отчество), его семью, род (фамилия). Фамилия,
имя и отчество, таким образом, есть мирской аналог Троичного Объекта, что
говорит о том, что догмат Пресвятой Троицы заложен в основание нашей культуры,
менталитета и языка.
Владимир Лосский в «Очерке мистического богословия Восточной
Церкви» пишет: «Откровение о Троице, как об изначальном факте, абсолютной
реальности, первопричины, которую нельзя ни вывести, ни объяснить, ни найти,
исходя из какой-либо другой истины, ибо нет ничего, Ей предшествующего.
Апофатическое мышление, отказываясь от всякой опоры, находит свою опору в Боге,
непознаваемость Которого явлена как Троица. Здесь мысль обретает непоколебимую
устойчивость, богословие находит своё обоснование, незнание становится знанием»
[30].
Святая Троица, как Троичный Объект абсолютной мифологии и
абсолютной диалектики, может быть представима в простых диалектических
построениях так:
- Бог-Отец существует, не существуя;
- Бог-Сын познаёт, не познавая;
- Святой Дух действует, не действуя.
Здесь катафатическое мышление («существует», «познаёт»,
«действует») антиномически абсолютно уравновешено апофатическим мышлением («не
существует», «не познаёт», «не действует»). Вот она, Абсолютная гармония!
Абсолютный образец гармонии в воле, в мысли, в действии.
Это даёт нам возможность признать триединство
существования-познания-действия или онтологии, гносеологии и праксиологии, о
чём уже не раз говорилось. Онтология, следовательно, не отделима от гносеологии
и практики(1), практика не отделима от гносеологии и онтологии (2), гносеология
не отделима от практики и онтологии (3).
____________________________________
37 Стадии веры в фило- и онтогенезе по
Павлу Флоренскому: 1) полное доверие и послушание, отказ от рассудочной
деятельности – «верю вопреки стона разума»; 2) вера как источник высшего
разумения – «знаю, потому что верю»; 3) слияние границ знания и веры – «уразумеваю
веру мою» [29].
38 В этом смысле любая «Тайная доктрина»
(Елены Блаватской, например) есть самый настоящий «секрет», который можно
продать, обменять на что-нибудь, которым можно соблазнить других людей, и
который можно в конце концов разоблачить, как, например, «секрет воскрешения
умерших людей» Г. Грабового.
39 В этом я лично убедился в первый же месяц
работы психиатром-интерном. Мои первые клиенты из «палаты хроников» были: «Бог»
(пациент с парафренией, считающий себя богом) и «Сын Бога» (параноик,
утверждавший, что он «сын бога», т. е. Иисус). Очная ставка обоих в
ординаторской ни к чему хорошему не привела – каждый признал другого «дураком»
и «идиотом»; философского спора о триединстве «Лиц» не получилось. Остальные
случаи «идентификации с богом» также свидетельствовали о полном невежестве этих
клиентов в вопросах Троичного догмата.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...