Часть 3
Диасинтез
Глава 16
Проблематизация
Понятие «проблема»
Обычно
«проблемой» понимается некое затруднение, препятствие на пути удовлетворения
актуальной потребности. Если удовлетворить потребность не удаётся, то развивается
так называемое состояние «фрустрации» и соответствующая реакция на
неё (Розенцвейг). «Проблемой» также часто называют обычные житейские
задачи, которые имеют решение, но по каким-то причинам не решаются людьми.
Скажем, ситуацию «нехватки денег» торопливо обзывают «проблемой», хотя никакой
проблемы в самом дефиците денег нет. Как говорил «великий комбинатор» Остап
Бендер: «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у
которых их много». В этом утверждении всё «чистая правда», практически –
истина. Если в государстве нет обращения денежных знаков, то ни у кого не может
быть дефицита «банковских билетов», поэтому никаких задач по «изъятию»,
«доставанию», «зарабатыванию», «выпрашиванию», равно как и «экономии»,
«вкладывания», «прятанья»,и прочего нет.
Все граждане ходят по улицам без
денег, никто никого не грабит, всё хорошо, только скучновато. Если денежные
знаки имеют хождение, то они переходят из рук в руки людей. Через кого-то их
проходит много, через кого-то мало. Не бывает совершенно равномерного
распределения денег среди людей. Вот настоящая проблема – разделить половину.
Головоломка! Никому она не была под силу! Констатация того факта, что у
некоторых людей есть много денег, не есть формулирование проблемы.
Остап Бендер
намекает на задачу, которую готов попытаться решить: «Отъём или увод денег
варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично четыреста сравнительно
честных способов отьёма». Ужас положения только в том, что у Остапа как раз в
это время нет на примете ни одного богатого человека, а грабить коллектив или
«беззащитное госучреждение» не в правилах комбинатора». Однако с помощью
мелкого воришки Шуры Балаганова задача проясняется и ставится на решение –
ехать в Черноморск и искать товарища. Корейко – подпольного
миллионера, «ловкача», которого не стыдно заставить делиться дензнаками.
Вот
условия задачи. Дано: в государстве «Икс» выпущены в обращение денежные знаки;
наверняка есть люди, скопившие массу этих денежных знаков; это массивное накопление
не может быть честным в принципе («собственность – это воровство», читайте
Прудона), поэтому таких людей можно вынудить поделиться частью
накопленного-награбленного без нарушения Уголовного кодекса. Необходимо найти
(решить):
1)
Место, где проживает богатый гражданин (он же - «золотой телёнок»);
2)
Установить его личность, а также пути незаконного накопления этих денежных
знаков;
3)
Создать некие условия (психологическая атака, рэкет, честный обмен, например,
деньги на информацию, и др.), при которых богач с радостью отдаст требуемую
сумму – принесёт «на блюдечке с голубой каёмочкой».
Классика!
Как можно, читая такую популярную экономическую литературу, испытывать
«проблемы» с деньгами! Никаких проблем с деньгами нет. Есть задачи участия в
распределении денежных знаков разной сложности – сложность задачи больше всего
зависит от уровня притязаний, меньше – от «везения» и сопутствующих
обстоятельств. Хочешь, чтобы через твои руки прошли потоки денег – вкладывай
или «думай и богатей» (Наполеон Хилл).
В
дианализе в понятие «проблема» вкладывается не смысл задачи, а смысл именно
проблемы: это – неполный синтез противоположностей, попытка человека
«разрешить» конфликт противоположных тенденций в его жизни. Такой «неполный
синтез» («кентавр» логический, социальный, психологический, нравственный и пр.)
может быть осознан не полно. Чаще всего так и бывает, поэтому корень проблемы
честному гражданину не виден, но последствия попыток «разрешить» проблему «бьют
в нос».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...