05.02.2016

Робинзонада


Часть 3
Диасинтез
         
Глава16
Проблематизация

Робинзонада
        
Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы. Эту зловещую формулу жизни приписывают Иосифу Сталину. Зловещий смысл этой фразе придаёт коллективная память о внесудебных расправах над людьми, порабощении и физическом уничтожении миллионов ни в чём не повинных людей. Однако, в донной формуле есть и другой смысл. Без реального человека, действительно, нет проблем. Руководить людьми – иметь дело с их постоянными проблемами. Например, иметь детей – иметь и проблемы с их выращиванием, заботой и охраной, воспитанием и т. д. Нет детей – нет и проблем. Но, как сказал один писатель, если он наполняется призраками и шепотом безумных старцев. Все реальные проблемы, утверждал известный американский психиатр и психоаналитик Стак Салливен, - проблемы межличностные. Чтобы появилась «проблема», необходимо иметь как минимум две личности. Но чтобы быть личностью, надо вступать в общение с другой личностью, иначе «границы личности» не проявятся, и человек не сможет оформить свою жизнь как существование личностное. Получается, что проблема всегда связана с личностным началом в человеке. Быть личностью и иметь проблемы – одно и то же.
                        
Вот известнейшее литературное произведение, на котором воспитаны миллионы современных цивилизованных людей во всём мире – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Кстати, полное название романа «Жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим». 

Чем хорошо такое чтение? Гимн предприимчивости, находчивости, самоорганизации человека. Читаешь и погружаешься в мир житейских задач – никаких проблем (пока не появляется «Пятница» в жизни Робинзона). Робинзону никто не мешает организовать свою жизнь на необитаемом острове так, как он хочет. К тому же, писатель щедро награждает Робинзона «выброшенными на сушу» полезными приспособлениями. У Робинзона всё есть, чтобы выжить. Он отлично экипирован для самостоятельной жизни и выживания. Главное – организовать себя самого, не стать самому себе «проблемой». В этом и состоит здоровый дух книги Дефо. За это её и критиковали литературные критики – за утопию. 

Робинзон не есть реальный человек. Это – схема успешного поведения в экстремальных условиях. На самом деле, люди, попавшие в такие же условия, вели себя по-другому. По-разному вели себя – одни достойно, другие нет. Поэтому правильнее назвать «проблему Робинзона» не проблемой, а некой культурной ценностью – «Робинзонадой». Это – описание навыка справляющегося поведения. Человек остался один на «части суши, окружённой со всех сторон водой». Нет признаков цивилизации, воплощённой в культурных вещах, или вещей очень мало, слишком мало для нормальной цивилизованной жизни. Но есть знания того, как создать вокруг себя цивилизованную жизнь. Вариант светской эсхатологии – науки о спасении. Только спасает не Бог, а культурная память, закодированный в языке, привычках и знаниях опыт миллионов людей, создавших нашу цивилизацию. Чтобы подчеркнуть эту мысль, писатель и вводит в конце концов «Пятницу», как представителя иной цивилизации (или человека «нецивилизованного»).
                        
Робинзон, как «отличник кодированной цивилизации», вспоминает всё, что надо вспомнить, чтобы выжить (Очевидно, Робинзонада – прообраз новомодной не-деятельности). Практически, Робинзон – «ходячая энциклопедия» выживания в экстремальных условиях, не более. Поэтому у него никаких личностных проблем и нет. Ему даже можно позавидовать – интересную, полную праведных трудов, достижении и открытии, провёл жизнь. Есть, что вспомнить и рассказать потомкам. Но вот поместим ту же «Робинзонаду» в конкретный личностно-символо-реалистический контекст. Что получим?
                        
Возьмём голливудский фильм на эту тему – «Изгой»43.Герой фильма Чак Нолан, в исполнении популярного актёра Тома Хэнкса попадает в такую ситуацию. Милый коралловый остров. Такие острова в океане фотографируют для туристов, ищущих рай на земле. Герою несказанно повезло. Почтовый самолёт разбился возле этого острова. Все погибли, а он чудом выжил. После воздушной катастрофы осталось несколько почтовых посылок. В них всякая ерунда – футбольный мяч, фигурные коньки, дамское платье. У Чака задача – добыть огонь. Но этом острове нет никаких приспособлений для этой простой в обычной жизни задачи. «Под рукой» есть только сведения, почерпнутые из книг, о том, как можно с помощью трения развести огонь. Наверняка, Чак читал «Робинзона Крузо». 

Перед ним гигантская проблема. Чак упорно пытается разжечь костёр. Он крутит между ладонями грубую палку, сделанную из сухой ветки, чтобы прением о другую сухую ветку получить искру. Он срывает кожу с ладоней. Потом получает ещё более тяжёлую травму – нечаянным движением протыкает ладонь. Приходит в ярость от того, что ничего не получается. Руки в крови. Ноги, пораненные ещё ранее в попытках выбраться из «райского уголка», кровоточат. Катастрофа! Отчаяние! Получить простой огонь – неразрешимая проблема. Ведь как «в цивилизации», чиркнул спичкой – и всё! Но такой «ерунды», как спички, здесь нет и в помине. 

Чем больше отчаяние и ярость, тем меньше вероятность того, что огонь вспыхнет между разогретыми трением палками. Проявляется настоящая проблема – как усмирить «праведный» гнев? Гнев – «огонь, сжигающий сердце», а не сухие дрова! А тереть палки до их тления – это задача. Без решения основной проблемы, техническая задача не будет решена вовсе. Герой фильма это понимает и блестяще разрешает проблему. Обессилив от напрасных усилий, он садится на землю, берёт в руки футбольный мяч, бесполезный, как инструмент игры, здесь, на необитаемом острове. Белый мяч весь вымазан его кровью – отпечатана его ладонь. Кровь ещё не засохла. Мужчина, только что плакавший и оравший от отчаяния, рисует пальцем по кровавому пятну. 

Сначала получается «нос», потом «глазки», сам собою появляется «рот» с иронической «ухмылкой». Герой кладёт мяч с рожицей на пенёк. И вот, он уже не один на острове. Появилась ещё одна «личность». Чуть позже он назовёт «своего Пятницу» Уилсоном. Отчаяние уходит. Теперь он старается не только для себя и ради себя. Есть ещё «кто-то». Вскоре герой продолжает тереть палки, поглядывая на «приятеля». Работа спорится. Через некоторое время Чак уже советуется с «компаньоном» о том, как лучше подготовить соломку для разжигания огня. И, о чудо! Разгорается огонь. Этой ночью уже совсем другой человек веселится возле огромного костра, который полыхает на пустынном берегу маленького кораллового острова. 

Итак, как был получен огонь? Вначале решена была социальная проблема – человек усмирил свои чувства «под взглядом другой личности». Личность есть граница с Другой личностью. Да, это «неполный синтез противоположностей». Да, это мифическое разрешение проблемы. Да, он именно так «разрешил» проблему одиночества – по-другому здесь невозможно. Да, он помнит о горячо любимой жене, хранит в старинных часах, которые не работают после пребывания в морской воде, маленькую фотографию жены; по ночам рассматривает фото. Но в мужских делах на этом острове ему понадобился «Уилсон», а не образ любимой женщины. Жена не здесь, на острове. Она там, дома. А он здесь, с «приятелем» по несчастью, решает задачи возвращения домой. 

С «Уилсоном», он делает необычный плот с секретным парусом из самолётной обшивки, который «распускается» на гребне громадной волны, и обеспечивает освобождение из волнового плена. Прежние попытки преодолеть сопротивление волн, без «Уилсона», не увенчались успехом, а с «партнёром» технические задачи «плавучести», «парусности», «управляемости плавсредством», «запаса пресной воды» и другие были решены. В один из дней его плавания по безбрежным просторам океана он расстаётся с «Уилсоном» - то падает со своего места на плату и уплывает. Достать его уже невозможно. Чак плачет и просит прощения – ведь он теряет друга. 

В конце концов, герой фильма, которого на его родине торжественно похоронили, положив в пустой гроб какие-то его вещи, возвращается домой, почти как Одиссей. Его не ждали! Вот проблема: «Не ждали». Рады, конечно, но всё так не просто. Его по бумагам уже нет на этом свете. Невольно задумаешься. Вечеринка по его «воскрешению из мёртвых», много пищи на столе – а он её с таким трудом добывал на острове. Газовая зажигалка. Как легко зажечь огонь. Чак щёлкает зажигалкой, играет с огнём – сейчас огонь ему не нужен: Чак не курит. Он размышляет над новой проблемой в его жизни.

Любимая и любящая жена вышла замуж за другого человека – зубного врача, который ему вставлял когда-то пломбы (недаром на острове Чак не раз и не два испытывал зубную боль!). Она уже родила доктору ребёнка. Старая семья распалась из-за того, что главу семьи преждевременно похоронили, но основа семьи – взаимная любовь, - не прошла. Супруги любят друг друга, но они уже не супруги. Технически вопрос о семье и собственности легко решился по причине «смерти супруга». 

Бывшая жена сохранила Чаку его автомобиль. Восстановлены его гражданские права, паспорт, лицензии и прочее. Жизнь Чака продолжается, проблема остаётся. Он любит жену, но не хочет мешать ей жить в новой семье. Что-то не очень рад Чак своему возвращению. Ему слышатся волны с «его острова». Там у него был смысл бороться за жизнь, а здесь, где можно «жить да жить», что-то смысла маловато. Оказывается, его «цивилизованная жизнь» и есть самый главный «необитаемый остров». 

Он едет, куда глаза глядят. На заботливо сохранённой женой машине. Подальше от неё. Американские равнины и кукурузные поля смахивают на океан. Его спасение обернулось ещё большими проблемами не только для него. Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы. Жестоко, но правдиво. Это и есть «реконтекстуализация» проблемы – возвращение продуманной на абстрактном уровне проблемы как культурной ценности в свой естественный, конкретный контекст.
_______________                        
43 Оригинальное название фильма Cast Away («Выброшенный»). Производство США, 20th Century Fox, 2000 год, режиссёр Роберт Земекис. Главная тема фильма, как определил её сам режиссёр, - сможет ли один цивилизованный человек победить в отчаянной схватке с природой? Герой этой картины, Чак Нолан – сотрудник всемирно известной службы доставки «Федерал Экспресс». Чак – скрупулезный практик и неисправимый педант. Жизнь Нолана, высокопоставленного инспектора международных отделений «ФелЕкс», расписана по минутам. И этих драгоценных минут катастрофически не хватает ни на личную жизнь, ни на любимую женщину. Однако безжалостная судьба заставила Нолана иначе взглянуть на отпущенное ему время. Самолёт, на котором путешествует Чак, падает в океан. Инженер, единственный, кому посчастливилось остаться в живых, попадает на необитаемый остров. Здесь Нолану предстоит провести мучительно долгие 4,5 года в жестокой битве за выживание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...