Часть 3
Диасинтез
Глава 15
Модель PSR (PERSON-SYMBOL-REALITY)
Дуновение смысла
Модель PSR, выраженная графически, одухотворённая Троичным
Объектом и обоснованная Абсолютной диалектикой, позволяет работать с ней как с
символом, в котором синтезированы: знание и незнание, понятное и непонятное,
выразившееся и не выразившееся, логическое и алогическое, «наука» и
«искусство», рациональное и иррациональное. Знание, которое можно получить из
этой модели, есть выводное знание. Из этого символа, как из глубокого,
бездонного колодца, вот-вот повеет глубоким смыслом. Стоит заглянуть в него, в
этот неиссякаемый источник смысла, и на нас повеет «дуновением смысла».
Графическая схема модели PRS – конструкция из дух
треугольников, в которой малый треугольник с вершиной, направленной вниз,
вложен в большой, вершина которого направлена вверх, - есть древний символ
духовного центра и аналог так называемой «Печати Соломона», где два
противоположных треугольника равным образом олицетворяют два взаимодополняющих
принципа40.
Рене Генон в своей книге «Символы священной науки» даёт
описание такой же конструкции из дух треугольников, считая это знаком «горы и
пещеры»: большой треугольник – «гора» (древний символ духовного центра), малый
и перевёрнутый – «пещера» (более молодой символ духовного центра). Перевёрнутый
треугольник по Геногу символизирует также «сердце» (центр человеческого
существа), «чашу Грааля», которая в свою очередь есть и «божественное сердце» и
«божественная книга», «Божественный центр», в котором до грехопадения пребывал
Адам [12]. Генон рассуждает о «горе и пещере» так: вначале человеческой истории
вся истина целиком была доступна всем, как лицезрение вершины горы, поэтому
гора и олицетворяла «духовный центр»; но затем та же истина стала доступна лишь
для более или менее ограниченной элиты (это совпадает с началом инициации) и скрыта
от большинства людей, как пещера», которая скрывает свои тайны. Несмотря на
такие исторические изменения центр не покинул гору41, но лишь ушёл с
её вершины в глубину [12, с. 244-245]. Это изменение, с другой стороны, считает
Генон, есть «инверсия», в силу которой «небесный мир» (гора) стал, в некотором
роде, «подземным миром» (пещера).
Мы может из этого же сложно составного треугольника вывести
диалектическую пентаду.
Первый момент пентады – Одно, Единое. Это большой
треугольник, который включает в себя все остальные треугольники. В нём всё
сливается в нерасчленённое единение – личность, реальность, символ и, конечно,
все проблемы, какие только возможно вообразить
Второй момент пентады выводится из первого противопоставления
Большого треугольника и Малого – это первая антиномия: гора и пещера, верх и
низ, прямое и обратное, внешнее и внутреннее и т. д.
Третий момент пентады – Становление, синтез Одного и
Двух (здесь «Два» это – не-Одно, многообразие, Многое): три треугольника
образуют один Большой, создают иллюзию «ещё одного треугольника», три как один
– «один за всех, все за одного» (три мушкетёра как один Д'Артаньян, один
Д'Артаньян как три мушкетёра), Единое-во-Множестве, Многое как Одно –
алогическое становление сущности.
Четвёртый момент пентады – Ставшее, воплотившееся во-плоти
находящееся, фактичность мысли. Фактически мы имеем четыре треугольника, а не
три, один или пять. Это – факт, материальный результат комбинирования
геометрическими фигурами.
Все наши рассуждения воплотились в четыре треугольника. Их
можно разъединить и рассматривать по раздельности, атомарно. Фактически мы
можем говорить о конкретной личности («Иванов Иван Иванович»), о конкретной
реальности («Иванов сейчас спит в собственной постели, не надо его будить»), о
конкретном символе (постель символизирует «иной мир», некую «обитель»,
«пещеру», куда можно спрятаться), о конкретной проблеме данной личности.
Последенее (проблема) нас особо сейчас интересует.
Скажем, И. И. Иванов должен проснуться и приступить к
работе, но он продолжает спать, и сновидение, которое он «видит», защищает его
как от пробуждения, так и от беспамятного погружения в сон. Сновидение есть
«неполный синтез» указанных противоборствующих тенденций – «спать-работать».
Оно и есть для Иванова «проблема». Он «видит» своего начальника уже умершим,
поэтому сразу же «соображает» - «зачем идти на работу, если начальника уже
нет!» Тут же во сне он сокрушается и одновременно радуется такому
обстоятельству, но не долго – «мёртвый» начальник начинает тянуть его к себе в
могилу со словами: «спать будешь здесь»… На этом сон может окончиться и
наступит пробуждение «от ужаса в поту», которое ни чем не лучше пробуждения «с
бодуна». И так далее. Проблема получается очень даже конкретная, фактичная,
материализованная, телесная до крайней степени, т. е. во-площённая, что и
требовалось доказать.
Пятый момент пентады – Нестановящееся, символ и миф.
Пять треугольников, которые можно насчитать в уме, есть «миф». На самом деле мы
взяли только три треугольника, а остальные два вывели «из небытия» с помощью
Мысли и Слова. Сначала это были Гора и Пещера, потом появились «Чаша Грааля» «Сердце».
«Божественная Книга» и т. д. Наконец, и это самое главное, мы можем из этой
фигуры вывести и Троичный Объект, Пресвятую Троицу, как это вывел на своей
знаменитой иконе «Троица» Андрей Рублёв.
________________________________
40 Такое совпадение «схемного логоса»
было обнаружено мною уже после того, как модель PSR была расписана по
деталям.
41 В Абхазии знаменитая новоафонская
пещера находится под горой Иберия, которая считается духовным центром абхазского
народа. На вершине горы сохранились остатки древних крепостных сооружений. В
самой пещере проводятся концерты духовной музыки, а пещеру называют «душой и
сердцем Абхазии».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html